А. Высоковский (ВШУ): о наболевших градостроительных проблемах Москвы
На портале «Большой город» размещён материал Ирины Калетеевской «Гудит как улей», в котором Александр Высоковский, декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, рассказывает об основных градостроительных проблемах Москвы. Ознакомиться с текстом публикации полностью можно по этой ссылке.
«Такие решения московских властей, как строительство Сколково, перенос правительства за МКАД и строительство там финансового центра, расширение границ Москвы до Калужской области — это всё удачные или не очень, но попытки решить главные проблемы Москвы. К сожалению, никто не разъясняет людям, в чём заключаются эти проблемы и каким образом эти действия должны их решить, хотя всё это принципиально важно.
Спальные районы и деловой центр
На протяжении последних 50 лет Москва непрерывно расширяется, в основном за счёт строительства на периферии массового высокоплотного жилья низкого качества. Все районы вдоль МКАД застроены гигантскими массивами типовых «панелей», это примерно 80% всего жилищного фонда столицы. То есть фактически Москва — это новый город, несмотря на свою почти тысячелетнюю историю. В западных городах процесс экстенсивного территориального роста прекратился уже в 1960-х годах, а в Москве продолжается по сей день. Сейчас, например, на Люберецких полях аэрации строится очередной новый район на 150–170 тысяч жителей, недавно застроили Новокосино и Южное Бутово. В новых районах жильё гораздо дешевле, и потому спрос на него сохраняется.
При этом большинство людей работает в центре, где сейчас концентрируется от 30 до 40% рабочих мест. Там из-за экономической политики предыдущей городской власти все клочки и закоулки застроены офисами и крупными торговыми комплексами.
В этом корень транспортной проблемы: миллионы людей вынуждены совершать ежедневные поездки на большие расстояния с периферии в центр и обратно. То есть дело не в том, что правительственные чиновники работают в центре и ездят по нему с мигалками, а в том, какие решения, в том числе планировочные, они принимают. Для того чтобы снизить транспортную нагрузку, надо строить многоэтажные дома не в районе МКАД и ближнего Подмосковья, а в срединной зоне города — и там же создавать современные рабочие места.
Москва и Подмосковье
Москва — это не просто мегаполис, но ещё и ядро крупной агломерации множества разных муниципальных районов, городских округов и поселений. Между всеми этими территориями ежедневно перемещаются люди, грузы, машины, Интернет-сообщения, электричество, нефть, газ… Однако до самого последнего времени при планировании все эти процессы практически не принимались в расчёт. Если вы посмотрите Генеральный план Москвы, вы увидите, что город в нём находится в гордом одиночестве, а, соответственно, в Схеме территориального планирования Московской области на месте Москвы — пустое место. Никакие вопросы, требующие взаимодействия двух субъектов федерации, не решались в принципе, а жизнь людей, вынужденных постоянно ездить между разными районами Москвы и области, не улучшалась, а ухудшалась. Странное решение с выбросом границ Москвы в одном лучике до Калужской области — как раз и есть ненормальная реакция на то, что между администрациями Москвы и Московской области не происходит нормального взаимодействия.
При этом если создать новые места приложения труда в срединной зоне Москвы — в комплексе с объектами обслуживания, культуры, развлечений и спорта, — эти территории станут новыми центрами развития, удобными точками притяжения, и дорога для жителей Подмосковья заметно сократится.
Промышленный пояс
Надо отметить, что срединная часть Москвы (это плюс-минус территории вдоль Малого кольца Московской железной дороги) и сама по себе представляет серьёзную проблему для экономики города. Сейчас это промышленный пояс, состоящий, как правило, из неконкурентоспособных производств, фонд зданий и оборудования которых уже давно морально и физически устарел. Типичные примеры — ЗИЛ или АЗЛК, которые, кажется, давно вообще ничего не производят. Понятно, что заводы и фабрики в любом случае не должны находиться в Москве и уж тем более в центре города, где земля дороже золота. А ведь кроме старых заводских территорий есть ещё товарные дворы, например гигантские территории за Киевским и Павелецким вокзалами: то есть прямо в центре, сразу за Садовым кольцом, отстаиваются и разгружаются вагоны, обрабатываются и складируются грузы. Эта ситуация так же вредна для города, как, например, новодел на месте гостиницы «Москва» или снос всех трёхзвездочных гостиниц в центральной части города. Именно на этих промышленных территориях и нужно развивать новые городские центры.
Сделать это невероятно трудно: все территории имеют государственных и частных собственников, и их интересы, конечно, далеки от интересов города. Как показывает опыт строительства «Москвы-Сити», гармонично и слаженно согласовывать эти интересы мэрии пока не удаётся. При этом все давно понимают, что надо развивать срединную часть Москвы и создавать здесь большие транспортно-пересадочные узлы. Эта идея заложена и в последнем Генплане. В этом документе прописано много чего другого, ненужного и даже вредного, но эта мысль как раз правильная.
Вопрос только в том, кто будет преобразовывать эти территории, зачем и за чей счёт. Ещё недавно это наверняка был бы какой-нибудь крупный девелопер с огромным коммерческим проектом жилья на продажу и офисов под аренду. Но сейчас стало ясно, что эти площади — стратегический резерв города, отдавать их под коммерцию нельзя. Эти территории должны стать катализатором новой, современной экономики знаний, на них должна возникнуть привлекательная городская среда, общедоступная, гостеприимная и для жителей города, и для туристов, и тогда вокруг неё уже сами начнут аккумулироваться частные инвестиции.