Gardner.ru: необходимость изучения ГИС для ландшафтного образования в США
На сайте "Gardner.ru", опубликована статья Ryan Smith "Ландшафтное образование в США. Споры вокруг ГИС" (перевод: Ю. Поляковой, М. Щеглова). В ней рассказывается о необходимости изучения ГИС студентами курса ландшафтной архитектуры в США. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Геоинформационные Системы – GIS (Geographic Information Systems) - важный инструмент для крупномасштабного планирования и дальнейшего использования в ряде компьютерных программ для ландшафтного проектирования. О необходимости изучения этого предмета в специализированных учебных заведениях США давно ведутся жаркие споры, ведь далеко не всем ГИС пригодится в дальнейшей практике, да и большинство ландшафтно-архитектурных программ не требуют специальной подготовки в этой области.
ГИС как предмет обучения обсуждается значительно чаще, чем другие программы курса по ландшафтной архитектуре. В соответствии с последними исследованиями и опросами, проведенными американским журналом "Ландшафтная Архитектура" (Landscape Architecture Magazine), большинство студентов сегодня получает лишь некоторое представление о ГИС, и, кроме того, существует большое разнообразие в способах подачи материала, также как и в совместимости с другими предметами учебной программы.
Весной 2011 года журнал провел опрос в 44 из 73 образовательных учреждениях США и Канады, на кафедрах которых преподается курс ландшафтной архитектуры. 43% опрошенных считают, что для студентов, получающих первое профессиональное образование, совсем необязательно становиться экспертом ГИС. 18% полагают, что им вообще не нужно курс ГИС, чтобы получить профессиональное образование.
Нужно отметить, что ландшафтные архитекторы и дизайнеры сыграли ведущую роль в появлении программного обеспечения ГИС в 60-70-х гг. прошлого столетия. Работы Уоррена Мэннинга (Warren Manning), а позже Яна МакХага (Ian McHarg) по совмещению (наложению) карт были взяты за основу первыми разработчиками программного обеспечения. Ландшафтные архитекторы активно участвовали в тестировании технологий передовой лаборатории компьютерной графики Гарвардского Университета, в их числе был и Джек Дэнжермонд (Jack Dangermond), магистр ландшафтной архитектуры, президент и исполняющий директор Esri - ведущего производителя программного обеспечения ГИС, имеющий степень.
С момента своего появления ГИС стала стандартом для специалистов в различных областях, но ландшафтная архитектура - это профессия, которая далеко не всегда нуждается в использовании программного обеспечения. Начиная с момента появления в 60-х гг. прошлого столетия, и в течение последующих десятилетий, ГИС столкнулась со множеством проблем, - "как следствие страха и недоверия к чему-то новому и неизвестному", говорит Карл Стайнитц (Carl Steinitz), профессор Гарвардского Университета, почетный член АСЛА, в прошлом глава Лаборатории компьютерной графики. Некоторым не нравился подход к решению вопросов и проблем в направлении дизайна, который пропагандировала ГИС. "Они полагали, что дизайну следовало быть более наглядным, интуитивно-понятным", - говорит Стайнитц.
За последние годы ГИС стала более привычной составляющей учебной и профессиональной практики. Некоторые ландшафтные архитекторы используют карты ГИС для дальнейшего планирования в среде CAD. Ортофотография на базе ГИС значительно усовершенствовала точность аэрофотосъемки. Работают с ГИС и специалисты, занятые в проектах в масштабах целых регионов. ГИС - общепринятый язык для различных профессий, включая демографов, инженеров, экологов, почвоведов и даже криминалистов. Анализируя в комплексе данные, собранные из различных областей, планировщики и дизайнеры в состоянии принимать более информативно обоснованные решения. Например, ландшафтные архитекторы, планирующие прокладку маршрутов, могут использовать программное обеспечение для определения наилучшей траектории движения, с наименьшим вредным воздействием на окружающую среду и низкой себестоимостью.
До сих пор ГИС во многих программах по ландшафтной архитектуре не воспринимается как основополагающий предмет обучения. Это не настолько важная часть учебного процесса как AutoCAD и Photoshop, которым обучают всех будущих специалистов по ландшафтному дизайну. Исследование, проведенное журналом, выявило, что 8 из 44 отделов (кафедра, учреждение, курс) не включают в программу лекции по ГИС и не вносят этот предмет в учебный план. Однако, большинство студентов имеют доступ к курсу ГИС, если хотят продолжить обучение в этом направлении самостоятельно. Все без исключения ответили, что им на выбор предлагается пройти курс обучения по ГИС, или какому-либо другому предмету в рамках предложенной программы обучения.
Нужно ли, чтобы ГИС стало стандартной частью образовательной программы по ландшафтной архитектуре? Многие полагают, что нет. Для студентов выпускных курсов навыки работы с ГИС могут стать неплохим подспорьем для дальнейшего трудоустройства, но далеко не каждому работодателю это важно. На практике они, возможно, вообще никогда не воспользуются этой программой.
"Если Вы посмотрите на выпускников профильных ВУЗов, то увидите, что большинство из них работают в частных фирмах и ведут небольшие проекты", - говорит Стайнитц, - "и их привычный, требуемый с давних времен объем знаний, соответствует ожидаемым требованиям в профессии. Но, если они амбициозны и хотят работать над более серьезными проблемами в сферах, относящихся к ландшафту, быть занятыми в крупномасштабных проектах во взаимодействии с другими специалистами, тогда, я думаю, знание ГИС просто необходимо. Всё зависит от школы, личности, от поставленных целей, которых необходимо достичь... но всё-таки, обучение этому предмету должно вестись по желанию студента, причем осознанному для каждого отдельно взятого молодого специалиста в каждом конкретном случае. Однако, представьте, как много теряют студенты, экономящие на тренингах по программе ГИС. Они так и будут сидеть на скромных по масштабу проектах, значительно сокращающих пространство для их профессиональной реализации".
Карен Хана (Karen Hana, FASLA), профессор ландшафтной архитектуры из Калифорнийского Университета и автор двух книг по работе с ГИС, также считает, что студентам следовало бы обратить внимание на эту программу. "Не каждый молодой специалист готов потратить львиную долю своего времени на освоение ГИС. Но становятся все более совместимыми различные сферы деятельности, ландшафтные архитекторы востребованы на более высоких уровнях в кооперации с другими специалистами, и навыки работы с ГИС дадут им шанс к развитию такого выгодного сотрудничества".
В Университете Филадельфии программа ГИС плотно интегрирована в учебный процесс и предлагается студентам на втором году обучения. В течение четырех последующих лет от них требуется применение полученных знаний на практике. "Это то же самое как если бы они учили нивелирование", - говорит куратор программы Клаудия Гётц Филлипс (Claudia Goetz Phillips, ASLA). "После того, как студенты проходят этот курс, каждый их дизайн-проект с этого момента имеет план нивелирования". Также и с новой программой - к тому времени как студенты закончат обучение, у них за плечами будет уже более 3-х лет постоянной насыщенной практики работы с ГИС.
Лари Горенфло (Larry Gorenflo), профессор Университета Пенсильвании, учит студентов, как правильно использовать ГИС в анализе окружения объекта: "Студенты обычно планируют в рамках объекта, но им следовало бы воспринимать пространство более масштабно. Они должны представлять наглядно, как их дизайн стыкуется с удаленными объектами и социально-экономическими условиями окружающей местности. Чтобы достичь всего этого, необходимы базы данных ГИС и умение с ними работать".
Многие преподаватели спорят относительно объема требуемых знаний ГИС, и, как скоро появится более или менее серьезный спрос на специалистов в этой области. Учебная программа выпускного года Университета Аризоны обязывает студентов пройти 2 интенсивных курса обучения ГИС. 4 академических часа введения в ПО, а второй курс - 3 часа ландшафтного планирования. Бет Скотт (Beth Scott), профессор и член ASLA, которая читает этот курс, отмечает: "Они углубляются в детали за довольно короткое время (данные, карты, анализ). Мы начинаем с презентации важных принципов, чтобы люди могли читать карты и анализировать. А потом мы переходим к описанию доступных типов информации (носителей) и говорим о доступных базах, которые они могут брать за основу и создавать информационные библиотеки. Потом презентация файловой структуры. Мы много чего изучаем за один семестр. Студентам, которые начинают познавать программу, не имея специальных знаний, может показаться, что информации слишком много. Это в действительности далеко не простой предмет. С тех пор как я задействована в проекте, я ратую за то, чтобы сократить программу курса. Такой объем информации элементарно не может быть продуктивно усвоен". Как только студенты овладевают навыками ГИС, они переходят на вторую ступень ландшафтного планирования, где их учат применять технологии в работе. "Мы глубже уходим в анализ и моделирование". Это также достаточно интенсивный курс.
В последующие годы ГИС станет более ценной и полезной для ландшафтных архитекторов. Концепция гео-дизайна, глобальный подход к планированию и дизайну удваивают влияние дизайна, дружественного к окружающей среде, и, кажется, притягивают внимание все большего числа специалистов. Разработчики начинают использовать больше инструментов и технологий для рисования, чтобы упростить процесс дизайна еще на стадии анализа. Университетам потребуется отслеживать такие нововведения и применять их в процессе обучения, если студентам захочется выйти за рамки привычного подхода к дизайну сада.