Итоги: новая столица — какой она могла бы быть, но не будет никогда
На сайте "Итоги", опубликована статья Д. Серкова "Нереальная Москва". В ней рассказывается о концепциях предложенных на конкурс развития Большой Москвы. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Подведены первые итоги конкурса на разработку концепции развития Большой Москвы. Из десяти творческих коллективов победу на этом этапе одержало голландское бюро OMA, работающее над проектом совместно с институтом «Стрелка» и архитектурным бюро «Проект Меганом». Из 10 возможных баллов голландцы набрали 7,8. За что такая высокая оценка? За то, что они предложили не мелочиться — и создать на территории Подмосковья... еще четыре столицы.
Экспертам и заказчику конкурса — НИиПИ Генплана Москвы — идея приглянулась. Но, по мнению опрошенных «Итогами» экспертов, это вовсе не значит, что она будет реализована. Скорее такой выбор характеризует сам конкурс, ставший ярмаркой тщеславия архитекторов на фоне полного отсутствия других конструктивных идей.
Большая Голландия
По голландскому сценарию Московская агломерация должна состоять из четырех «магнитов», или логистических ядер, расположенных в стратегически важных районах аэропортов Шереметьево, Внуково, Домодедово и Чкаловский. «Это позволит снизить уровень нагрузки на город, — считает партнер архитектурного бюро ОМА Рейнир де Грааф. — В основе проекта — идея использования уже имеющейся инфраструктуры, благодаря чему можно начать его осуществление без промедления». Согласно проекту четыре логистических ядра будут связаны с городом и областью высокоскоростной железной дорогой и другими видами транспортного сообщения.
«Москва постепенно уходит от России, она становится мировым городом, — объясняет де Грааф. — Нужно менять ситуацию, чтобы периферия имела большее значение. Именно поэтому необходимо строить дополнительные центры вокруг столицы, независимые от нее, где могло бы проживать по 2,5— 4 миллиона человек». По идее голландцев в ядрах сконцентрируются следующие функциональные элементы: в районе Домодедово — финансовый центр, во Внуково — правительственные учреждения, Шереметьево может стать центром модернизации и, наконец, вокруг Чкаловского разместится промышленный кластер.
«Важная черта этого проекта, — говорит исполнительный директор института «Стрелка» Варвара Мельникова, — заключается в том, что его финансирование планируется не только за счет городского бюджета». Близость аэропортов позволит создать «свободные зоны», которые в свою очередь привлекут частный капитал.
Впрочем, до того момента, когда в клонированные мини-столицы потекут деньги, их надо еще построить. А по мнению президента Союза архитекторов России Андрея Бокова, «четыре ядра нам никак не потянуть. За этим должны стоять жесточайшие предписания, неимоверные усилия административного свойства. Что-то вроде того, что предпринял Петр I при строительстве Петербурга». Что ж, есть и другие предложения.
Бульвар французский весь в цвету
Смелую инициативу выдвинул французский проектный коллектив бюро «Антуан Грумбах и партнеры». В их резюме разработка концепции Большого Парижа.
«Мы предлагаем создать на новой территории большой бульвар Москвы», — заявил урбанист Антуан Грумбах. То, что французы называют бульваром, на деле может стать линейным городом, расположенным вдоль Калужского шоссе. По замыслу французских архитекторов, линейный город включает в себя федеральный центр с органами власти и соответствующей инфраструктурой — в частности, мультитранспортным коридором, который представлен различными видами транспорта: метро, автобусом, скоростным трамваем, железной дорогой.
Грумбах заметил, что нужно строить минимум автодорог, а акцент сделать на общественном транспорте, а именно на рельсовом. Французская команда придерживается принципа «все, что на рельсах, чище автомобиля». И потому архитектор Борина Эндрю предложила создать большое железнодорожное кольцо, которое связало бы все аэропорты столицы, и построить в ближайшем Подмосковье четыре новых вокзала: Европейский, Балтийский, Азиатский и Южный (Черноморский).
Но и тут нашлись пессимисты. «Создание линейного города требует высокой степени урбанизированности территорий, прилегающих к нему на всем протяжении, — считает один из экспертов конкурса профессор московского отделения Международной академии архитектуры Олег Баевский. — Кроме того, нагружать существующую транспортную инфраструктуру проблематично».
Узелки на память
Более реалистичной эксперты назвали работу архитектурной мастерской Андрея Чернихова в сотрудничестве со специалистами из США, Дании, Великобритании, Хорватии, Болгарии, Украины.
По мнению этой команды, Московская агломерация в будущем должна стать матрицей градоустройства нового типа для всей России. В Большой Москве места для коммуникации жителей станут частью жилых образований. Должно найтись и место специальному жилью — для пожилых и маломобильных групп, молодых семей и других социальных сообществ.
По заданию заказчика развивать присоединяемые территории Ленинского, Подольского и Наро-Фоминского муниципальных районов, а также городских округов Троицк и Щербинка архитекторы должны в виде трех поясов с центрами притяжения. Главная узловая точка — зона федерального правительства, расположенная на юго-западе новой территории. Другими узлами Большой Москвы назначены наукоград Троицк и промышленные центры Щербинка и Климовск. И третий элемент — парки с максимально строгим природоохранным режимом...
...К разработке проекта Большой Москвы архитекторов пригласили еще в январе 2012 г. В феврале отобрали 10 авторских коллективов, ознакомили с Положением о проведении конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации. Именно этот документ и стал техзаданием. Большинство из участников назвали его невнятным, но правила устанавливают не они. К тому же финансовая сторона дела внушала уважение: 10 миллионов рублей получит каждый коллектив, если дойдет до финиша.
Можно, конечно, побурчать на тему того, что миллионы из бюджета Москвы уйдут фактически на экзерсисы продвинутых архитекторов. Но все-таки перед мастерами ставилась вполне конкретная задача. Высказаться о перспективах и параметрах развития региона, куда в скором будущем выплеснут излишнюю для города нагрузку. Сформулировать свое видение границ, планировки территории и ее транспортного каркаса и определить зоны городского развития. От них ждали креатива по поводу того, как лучше распределить новые рабочие места, где должны стоять фабрики и заводы, а где жилая застройка и рекреационные территории...
Просто власти города и архитекторы пока друг друга не очень хорошо понимают. Первые требуют конкретики, а вторые отделываются абстракцией, жалуясь на невнятность техзадания. Архитекторы советуют чиновникам для начала хотя бы определиться, что называть Московской агломерацией, а что — Большой Москвой. Вот и вышло, что на суд общественности не было представлено ни одного конкретного чертежа, эскиза, рисунка, из которого можно было бы понять, как команды архитекторов планируют осваивать новые земли. Похоже, что творцы взяли удачные примеры городского развития с Запада и делились соображениями: мол, а не плохо бы и у нас сделать так же. Или вообще предлагали завиральные идеи про рокадное расселение по всему Центральному федеральному округу. Складывается впечатление, что они либо не понимают, как подобраться к колоссальному активу, внезапно появившемуся у Москвы, либо что-то скрывают друг от друга. Не зря же в кулуарах конкурс называли «операцией прикрытия». И такая позиция, как ни странно, устраивает московские власти.
«Власти делают вид, что вокруг проекта Большой Москвы разворачивается профессиональная дискуссия, а на самом деле все уже решено: и где что будет, и сколько предстоит построить площадей, — поделился с «Итогами» один из участников конкурса. — Все давно спроектировано, в том числе и правительственный центр, но на этом этапе никто не рассказывает подробности, опасаясь плагиата».
На прошлой неделе мэр Сергей Собянин провел совещание с участниками конкурса и выслушал рекомендации архитекторов. Говорят, что по его реакции можно было понять, что их выводы его мало заинтересовали. О том, что реальные планы властей расходятся с образами творческих команд, можно судить хотя бы по застройке района Коммунарки. В этом узком месте, или, как шутят специалисты, в «горловине юбки», уже сейчас разрешено строительство 1,5 миллиона квадратных метров. Такое количество недвижимости в непосредственной близости ко МКАД усугубит транспортную ситуацию. И по сути сведет к нулю все попытки распределить нагрузку мегаполиса, в том числе и транспортную, на новые территории. Москва опять схлопнется. Ну и к чему тогда все эти фантазии про Голландии и французские бульвары?