Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№1_2012/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Щукин А.К.: Кризис градостроительного образования. PRO FORMA

А.К. Щукин (Балтийский федеральный университет имени И. Канта,
Калининград)

Высшая школа переживает непростой период – затянувшийся процесс перехода от советских стандартов профессионального образования к тому, что условно можно назвать Болонским процессом, имеет лишь один аналог по уровню сложности в современной истории страны – попытки постепенного перехода от российских стандартов бухгалтерского учета к международным.

И проблемы очень сходные. Во-первых, единой системы международных стандартов в образовании на самом деле не существует (как и в бухгалтерском учете), во-вторых, постепенное добавление новых элементов отчетности (описания, организации процессов) и удаление старых приводит к огромной бюрократической работе, которую руководители и преподаватели высших учебных заведений скорее имитируют, чем выполняют в соответствии с предлагаемыми проформами и образцами.

Но есть существенные отличия. В финансовом учете работают сотни аудиторов, активно осваивающих новое и консультирующих предприятия, переходящие на МСФО, стандарты российского бухгалтерского учета изменены, но не отменены – одна система надстраивается над другой.

В высшем образовании, за исключением 2-3 консалтинговых компаний, идеологически близких к разработчикам реформ, и 3-4 преимущественно столичных вузов, рано вошедших в процесс общеевропейской межвузовской конкуренции, консультантов нет. И идеологически, федеральные государственные стандарты специальностей по образованию должны были камня на камне не оставить от государственных стандартов высшего профессионального образования 2 поколения…

А что на практике?
На практике педагогическое сообщество пытается спрятать под марку новых образовательных стандартов старое содержание…

Проблема здесь не в отсутствии или наличии преемственности – лучшее, что существует в учебных курсах по тем или иным дисциплинам должно сохраниться – проблема в системных заблуждениях, когда традиционные знания и умения пытаются выдать за предусмотренные новым подходом компетенции.

И градостроительное (в области территориального планирования, а не архитектурно-строительное) профессиональное образование – яркий тому пример.

Хочется, не называя коллег, процитировать проект одной из программ повышения квалификации в области градостроительства:
Компетенции обучающегося:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать: систему градостроительной документации РФ;
Уметь: осуществлять функции заказчика по разработке градостроительной документации на уровне субъекта федерации и муниципального образования;
Владеть: уважительным и бережным отношением к природному и историко-культурному наследию; уважению к людям, проявлять терпимость другим культурам, мнениям».

Из перечисленных трех компонентов компетенцией является только один. Более того, авторы, очевидно, не подозревали, что первая ошибка, на которую Министерство образования Российской Федерации всегда указывает разработчикам образовательных стандартов третьего поколения – знание и умения в сумме своей не есть компетенции (!!!).
Процитируем наиболее общее определение:
Компетентность образовательная – способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые – метапредметные, общепредметные и предметные компетенции [13]
Специальность «Градостроительство»
Чтобы избежать дальнейших дискуссий о формальной стороне вопроса отметим, что в настоящее время действует Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр» [2] (далее – Перечень 2009), в котором бакалавриат по специальности «Градостроительство» имеет код 270900, а магистратура той же специальности – код 271000.

В то же время продолжает действовать Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003 (ОКСО), имеющий несколько редакций. Актуальная редакция, соответствующая Перечню 2009, находится на сайте Министерства образования Российской Федерации [3].

Соответствие между Перечнем 2009 и ОКСО установлено нормативно-правовым актом, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации [4].

В силу ряда причин специальность «Градостроительство», существовавшая в советское время (см. ниже) к началу 1990-х гг. была в бюрократическом смысле утрачена – подготовка по ней (как по отдельной специальности, а не вариативной программе специальности «Архитектура») не велась и в базовой версии ОКСО 2003 г. такой специальности не существует.

В дальнейшем были разработаны стандарты специальности «Градостроительство» 2-го поколения (для бакалавриата и магистратуры) [5, 6], а специальность вновь появилась в номенклатуре ОКСО [7] и имела код 270400.

Федеральные государственные образовательные стандарты (то есть стандарты 3-го поколения) по специальности [8, 9] утверждены с номерами, соответствующими Перечню 2009.

Для удобства будем далее использовать сокращение ОКСО 2011 для действующего документа [3], соответствующего Перечню 2009 и ОКСО 2007 – для документа, в рамках действия которого были разработаны стандарты 2-го поколения по специальности 270400.

Необходимо отметить, что в наиболее распространенных информационных системах (в том числе, на государственных порталах образовательных услуг) приведен устаревший справочник ОКСО 2007 [10, 11]. Как следствие, например, в справочнике для абитуриентов [12] информация о вузах, осуществляющих прием по специальности «Градостроительство» в 2012 г. вообще отсутствует, хотя ряд вузов такой прием будут проводить!

Обратимся непосредственно к системе высшего профессионального образования в сфере градостроительства.

В действующем справочнике ОКСО архитектура, строительство, градостроительство и дизайн городской среды объединены в одну группу специальностей с кодом 270000 [3]. На практике, если несколько упростить понимание, объединение специальностей в одну группу по ОКСО должно вести (но не всегда приводит!) к значительному дублированию (пересечению) учебно-методических комплексов (т.е. дисциплин, которые изучают студенты) между соответствующими специальностями, особенно на первой ступени высшего образования – в бакалавриате.

Группа специальностей 270000
270100 Архитектура
270200 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия
270300 Дизайн архитектурной среды
270800 Строительство
270900 (271000) Градостроительство

Вместе с тем, очевидно, что в группу попали специальности как чисто инженерного характера (270800 Строительство), так и креативные, творческие специальности, в которых доля инженерных знаний относительно невелика (270300 Дизайн архитектурной среды). И одновременно с этим – специальность «Градостроительство», очевидно носящая синтетический характер.

«Внешние» требования к специальности «Градостроительство» достаточно разумно очерчены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих [13]:
1. Организует разработку и реализацию государственной политики в области градостроительства в соответствующем субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании); представляет <…> проекты законов и иных нормативных правовых актов <…> и предложения по их реализации; организует разработку и издание территориальных градостроительных нормативов и правил.
2. Обеспечивает разработку документов территориального планирования субъектов Российской Федерации (муниципального образования), а также выполнение градостроительного зонирования и планировки территории.
3. Обеспечивает проведение научно-исследовательских работ в области градостроительства <…>
4. Участвует в подготовке документов по получению разрешения на строительство.
5. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией документов о территориальном планировании <…>
6. Организует на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) конкурсы на разработку градостроительной и проектной документации; осуществляет организацию ведения мониторинга объектов градостроительной деятельности на соответствующих территориях.
7. Осуществляет организацию контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, охране объектов культурного наследия, экологической безопасности, а также информационного обеспечения граждан и органов муниципальных образований, уполномоченных в области архитектуры и градостроительства.

В какой части перечисленных «компетенций» должны присутствовать инженерные знания? Насколько ФГОС 3-го поколения позволяет подготовить специалиста (бакалавра, магистра), обладающего соответствующими компетенциями?

Обратимся к «обязательным» дисциплинам ФГОС бакалавриата [8], формирующим базовые образовательные компетенции:
1) История;
2) Философия;
3) Экономика;
4) Право;
5) Социология;
6) Иностранный язык;
7) Экономическая география;
8) Градостроительная экология;
9) Геодезия и картография;
10) Климатология и энергообеспечение поселений;
11) Градостроительный анализ;
12) Градостроительная политика;
13) Территориальное планирование;
14) Градостроительное проектирование;
15) Архитектурно-строительное проектирование;
16) Инженерная подготовка и благоустройство территории;
17) Архитектурно-строительные конструкции;
18) Основы строительного производства;
19) Безопасность жизнедеятельности;
20) Транспорт;
21) Инженерные сети;
22) Архитектурная физика;
23) История пространственных искусств;
24) Теория градостроительства;
25) Ландшафтно-визуальный анализ;
26) Территориальные информационные системы;
27) Мультимедийные технологии и компьютерные средства проектирования;
28) Управление проектом в градостроительстве;
29) Градостроительное законодательство, право, этика.

Несложно заметить, что формированию управленческих и правовых компетенций в реальности посвящено всего лишь 3 учебных дисциплины. Совершенно не понятно, каким образом можно учить студента предмету «Архитектурно-строительное проектирование», если «Черчение» студенту не известно совсем, равно как дисциплинам «Архитектурно-строительные конструкции» и «Инженерные сети» при отсутствии начального инженерного образования. Возникают десятки других вопросов аналогичного содержания.

Правильнее всего было бы сказать, что увлечение поиском компромиссного решения, которое позволило бы одновременно, по замыслу авторов стандарта, преподавать «Градостроительство» и в архитектурно-строительных и в архитектурно-художественных высших учебных заведениях, привело к тому, что предмет образования – обретение компетенций – почти целиком исчез из образовательного стандарта.

Еще более интересная ситуация прослеживается в стандарте магистерской образовательной программы [9]:
1) Современные проблемы истории и теории градостроительства
2) Философия и методология научной и проектной деятельности
3) Общенаучные методы исследования
4) Информационные системы в градостроительстве
5) Правовое обеспечение градостроительной деятельности
6) Организация и управление градостроительным развитием территории
7) Креативные технологии в градостроительстве
8) Проектная и исследовательская деятельность в сфере территориального планирования
9) Проектная и исследовательская деятельность в сфере градостроительного зонирования
10) Проектная и исследовательская деятельность в области планировки территории

Можно предположить, что в магистратуре намерены готовить проектировщиков. Встает, однако, целый ряд практических вопросов:
- как будут трудиться разработчики проектов планировки территории, выпущенные в соответствии с описанным стандартом, если они не знают кадастра недвижимости и прослушали единственный курс, касающийся инженерных сетей (и то, в бакалавриате)?
- неужели все главные архитекторы муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в будущем будут бакалаврами? Смысла идти учиться в магистратуру по специальности данного стандарта нет – лишь 5 курсов из 10 обязательных учебных дисциплин касаются вопросов их практической деятельности.
- где, собственно, соответствие образовательной программы внешней системе компетенций, соответствующей специальности «Градостроительство»?
Интересно при этом сравнить образовательные стандарты специальности «Градостроительство» 2-го и 3-го поколений.

Бакалавриат.
Стандарт 2-го поколения содержал большее число обязательных (с точки зрения федеральных требований – вузы имели в тот момент меньше возможностей использовать собственные вариативные компоненты в образовании) дисциплин и более тяготел к классическому архитектурному образованию (курсы «Рисунок», «Живопись и градостроительная колористика», «Пластическое моделирование», и др.). Заявлен курс «Экономика градостроительного проектирования и строительства», в тоже время, как и в стандарте 3-го поколения отсутствует какая-либо попытка привнести знания по региональной и муниципальной экономике, которые, казалось бы, нужны градостроителю в повседневной практической деятельности.

Магистратура.
Стандарт 2-го поколения в базовой части ближе к стандарту 3-го поколения, чем соответствующий стандарт бакалавриата. Вместе с тем, стандарт включал ряд курсов, расширяющих компетенцию магистра по сравнению сo стандартом 3-го поколения в направлении подготовки управленческого персонала, таких как «Устойчивое развитие городов и урбанизированных территорий», «Экономика градостроительства», «Реконструкция населенных мест».

Что более существенно, стандарт 2-го поколения предлагал 15 магистерских программ для дальнейшей специализации:
270401. Теория и история градостроительства;
270402. Современные концепции и практика градостроительства;
270403. Проектирование инженерно-градостроительных инфраструктур;
270404. Архитектурная реставрация и реконструкция градостроительных объектов;
270405. Проектирование градостроительных ландшафтов;
270406. Дизайн городской среды;
270407. Архитектурная организация сельской среды;
270408. Архитектура объектов промышленной инфраструктуры города;
270409. Транспортные инфраструктуры города;
2704010. Экономические основы градостроительной деятельности;
2704011. Правовые основы градостроительной деятельности;
270412. Градостроительный менеджмент;
270413. Городское землепользование;
270414. Экология города;
270415. Креативная педагогика.

С поправкой на то, что некоторые из перечисленных программ явно относятся к специальностям 270100 Архитектура, 270200 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, 270300 Дизайн архитектурной среды по ОКСО 2011, тем не менее, ряд из перечисленных программ вполне соответствует «профилям» специальности «Градостроительство» в соответствии с Единым квалификационном справочником должностей руководителей, специалистов и служащих [13].

Из дальнейшего сопоставления требований Единого квалификационного справочника, ГОС ВПО 2-го поколения и действующих ФГОС ВПО 3-го поколения по специальности «Градостроительство» можно сделать выводы:
1) Область компетенции «Градостроительство» оказалась слишком широкой для ее адекватного отображения (и, соответственно, организации высшего профессионального образования) в одной единственной специальности «Градостроительство»;
2) Отнесение специальности «Градостроительство» к группе специальностей 270000 Архитектура и строительство по ОКСО 2011 носит искусственный характер и не соответствует набору компетенций по специальности;
3) ФГОС ВПО 3-го поколения для бакалавриата и магистратуры по специальности «Градостроительство» не соответствуют квалификационным требованиям к профессии, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
4) Структура и содержание стандартов ФГОС ВПО 3-го поколения для бакалавриата и магистратуры по специальности «Градостроительство» в значительной мере не связаны с компетенциями деятельности в области градостроительства на уровне муниципальных образований и субъектов Российской Федерации;
5) В тоже время, если предположить, что, в основном, структура и содержание стандартов ФГОС ВПО 3-го поколения для бакалавриата и магистратуры по специальности «Градостроительство» направлены на подготовку специалистов в области градостроительного проектирования (разработчиков документов территориального планирования и документации по планировке территории), то не ясно, каким образом будущие специалисты будут получать компетенции в области кадастра недвижимости, инженерных дисциплин и аспектов региональной экономики, отсутствующих в стандарте.

Ссылки:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий. Компетентность образовательная. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=794
2. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. №337.
3. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО-2010. http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/okso_10.plx?substr=&qual=0
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. №201 (с изменениями, внесенными Приказом от 05 июля 2011 г. № 2015).
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 270400 Градостроительство. Степень (квалификация) выпускника: бакалавр градостроительства. Утвержден 22 октября 2007 г. Номер гос. рег. 788 гум/бак. http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_okso_zip/270400b_2007.html
6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 270400 Градостроительство. Степень (квалификация) выпускника: магистр градостроительства. Утвержден 22 октября 2007 г. Номер гос. рег. 788 гум/бак. http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_okso_zip/270400_2007.html
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. №265.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270900 Градостроительство (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. №42. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm42-1.pdf
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 271000 Градостроительство (квалификация (степень) «магистр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. №227. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm227-1.pdf
10.http://www.mosclassific.ru/mClass/okso_view.php
11. «Все вузы России» - справочник аккредитованных вузов. http://abitur.nica.ru/
12. Федеральный портал «Российское образование». Направления подготовки и специальности высшего профессионального образования. Группа направлений подготовки и специальностей: Архитектура и строительство. http://www.edu.ru/abitur/act.6/spe.270000/index.php
13. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности. Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. №188.

Автор представляет цикл из 3-х статей о состоянии градостроительного образования в Российской Федерации.

В следующей статье по теме автор расскажет о том, какие вузы аккредитованы по программе «Градостроительство», какие осуществляют подготовку по смежным специальностям, декларируя, что учат градостроительству, каково разнообразие учебно-методических дисциплин, используемых в преподавании, обсудит причины и предпосылки современного состояния градостроительного образования.

Третья статья цикла будет содержать концепцию развития образования в области пространственного планирования и градостроительства, реализуемую в БФУ им. И. Канта.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Щукин А.К.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / Калининградская область
Тематич. разделы / Образование
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №1_2012
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №1_2012
Цитирумость документа: 1
01:18:48 02.04 2012   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.0087120532989502 sec, Question: 78