А. Нащекин (ОАО "Ростелеком"): разработаны все базовые компоненты для оказания госуслуг
На сайте "digit.ru", опубликовано интервью Чемерис П. с вице-президентом по инновационному развитию ОАО "Ростелеком" А. Нащекиным "Всё электроннее Россия". В ней рассказывается о развитии сервиса предоставления госуслуг. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— В какой стадии находится проект создания портала государственных услуг? Как идут работы по проекту? Как происходит интеграция с региональными проектами?
— Разработаны все базовые компоненты: портал госуслуг, единая система межведомственного взаимодействия (ЕСМЭВ), единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) и так далее. К ЕСМЭВ мы уже подключили 78 регионов, подключение остальных завершим к июлю.
Сейчас на портале около 40 тысяч услуг, более 1,5 тысячи из которых представлены в электронном виде.. Наиболее популярны оплата штрафов, оплата техосмотра автомобилей, оформление заграничных паспортов и так далее. Постепенно увеличивается количество региональных и муниципальных услуг. В этом году поменялся дизайн портала. Новый интерфейс мы представили еще в середине 2011 года, однако до марта 2012 года он "висел" в тестовом режиме. За время тестирования были учтены все замечания и предложения, была проведена серьезная работа над юзабилити портала. Судя по отзывам, новый дизайн нравится людям гораздо больше. Особенно ярко заметны преимущества интерфейса при обращении к сайту с мобильных устройств.
— Насколько активно россияне пользуются порталом Gosuslugi.ru?
— К маю 2012 года на портале было зарегистрировано более двух миллионов человек. Ежемесячно регистрируются более 150 тысяч новых пользователей. Причем количество регистраций в последнее время растет в геометрической прогрессии. По нашим оценкам, к началу 2013 года использовать Gosuslugi.ru будут около пяти миллионов граждан России.
— Локальные проекты сайтов с муниципальными или региональными сервисами появились раньше единого портала; как происходит их интеграция? Как будут интегрированы проекты порталов, например, Татарстана или Башкирии?
— Региональные проекты будут интегрированы через систему межведомственного электронного взаимодействия, СМЭВ. Технологических проблем с интеграцией региональных проектов нет. Татарстан, например, где давно запущено и работает электронное правительство, уже в числе тех регионов, которые присоединены к СМЭВ, и сервисы которых интегрированы в Gosuslugi.ru.
— Много ли компаний участвует в реализации проекта Gosuslugi.ru?
— Главный разработчик и исполнитель проекта - ОАО "Рослетеком". У нас более 70 компаний-партнеров, с которыми мы работаем в разных регионах РФ.
— С января 2013 года должна заработать универсальная электронная карта, УЭК. Как два проекта взаимодействуют?
— Пока никак. Сейчас доступ к порталу осуществляется при помощи логина и пароля или ЭЦП. Когда карта будет готова, то и ее можно будет использовать.
— Сколько у "Ростелекома" в России точек выдачи ЭЦП?
— Мы обещали организовать 80 точек, и мы их организовали. В подобном офисе можно получить либо код активации, либо электронно-цифровую подпись. "Ростелекомом" уже было выдано более трех тысяч ЭЦП и несколько миллионов идентификационных кодов. Конечно, мы планируем - и с помощью компаний-агентов, и сами - увеличивать сеть выдачи кодов доступа и ЭЦП. Граждане должны в короткие сроки и с наименьшими временными затратами получить возможность пользоваться порталом госуслуг.
— Целый ряд производителей заявил о желании создавать абонентское оборудование с возможностью использования ЭЦП для доступа к сайту Gosuslugi.ru. Работаете ли вы над таким оборудованием?
— Да, мы уже анонсировали подобное устройство, так называемый О7.BOX, который позволяет не только пользоваться глобальной сетью, смотреть цифровое эфирное и интернет-телевидение, собирать данные с бытовых приборов, например, счетчиков воды и электричества, но и дает доступ к сервисам портала Gosuslugi.ru. Причем, оплатить покупки или, например, счет за услуги ЖКХ можно, используя специальную банковскую карту с внедренной ЭЦП. Выпускать такие карты уже готовы более 20 банков. И коллеги говорят, что у клиентов есть интерес к продукту. И что важно, к этому открытому консорциуму может присоединиться любая кредитная организация.
— Насколько я понимаю, О7.BOX - это пока экспериментальное устройство, приобрести которое пока нет возможности. Как смогут воспользоваться банковской картой с ЭЦП те, кто ее получили?
— Клиенты, пожелавшие получить такую карту, например, в "Альфа-банке" или банке "Санкт-Петербург", могут за 150 рублей приобрести кард-ридер, подключив который к домашнему компьютеру, можно получить доступ на портал Gosuslugi.ru.
— А насколько востребованы написанные "Ростелекомом" мобильные приложения для iOS, Android и мобильной версии Windows?
— Когда приложения только появились в онлайн-магазинах, они сразу же стали лидерами по количеству скачиваний. Зайдите на App Store или Google Play Market - и вы увидите, что это востребованные приложения. Они и сейчас в топах.
В мобильной версии, конечно, представлены не все, а только самые востребованные госуслуги, например, оплата штрафов за нарушение правил дорожного движения. Но мы планируем увеличить количество услуг, доступных через мобильные приложения. И самое главное - планируем существенно расширить возможность оплаты этих самых услуг непосредственно с устройств. Сейчас весь мир движется в русле всеобщей "мобилизации", и портал госуслуг идет в ногу со временем. В жизни есть немало вещей, которыми гораздо более интересно заниматься, чем стоять в очередях за справками. И нам приятно, что мы дарим людям время на это.