Pcweek.ru: информатизация в госорганах - лет тронулся?
На сайте "Pcweek.ru", опубликована статья Е. Гореткиной "ИТ в госорганах: лет тронулся?" В ней рассказывается об июньской конференции "Информационные технологии в госсекторе", проведенной компанией AHConferences. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Процесс информатизации российских государственных учреждений и ведомств набирает обороты. Судя по выступлениям на июньской конференции "Информационные технологии в госсекторе", налицо позитивные сдвиги, которые позволяют надеяться, что нынешняя попытка информатизации госсектора может оказаться удачнее предыдущих. Однако итоги подводить еще рано, есть немало нерешенных проблем, которые упоминались во время сессии вопросов и ответов. Но решать их нужно срочно, потому что с 1 июля 2012 г. на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы и муниципалитеты, а по плану, озвученному первыми лицами государства, к 2015 г. в электронном виде будут предоставляться все государственные услуги.
Сейчас для информатизации госструктур разрабатываются две системы — Межведомственного электронного документооборота (МЭДО), предназначенная для федеральных органов исполнительной власти, и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на базе электронного документооборота, уже существующего в ведомствах. “Хотя эти проекты разные и у них разные цели, но они — главные движущие силы электронного документооборота на уровне государства”, — сказал Алексей Осотов, директор по работе с регионами компании ЭОС.
МЭДО — это система электронной почты, которая позволяет федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) обмениваться документами друг с другом и с аппаратом правительства РФ. При этом обеспечивается автоматическая передача извещений о прохождении документа в другой организации.
Проект был запущен осенью 2009-го, оператором этой системы стала Федеральная служба охраны РФ (ФСО). С прошлого года происходит постепенное подключение регионов к МЭДО. “Первой была Калининградская область, уже подключился Ярославль, скоро начнет работать Псковская область, а всего в этом году системой должны быть охвачены 20 регионов, — объяснил Алексей Осотов. — Но пока в регионе подключается только одно рабочее место — либо главы, либо правительства региона, а этого недостаточно для выстраивания электронного правительства”. Для решения этой проблемы ЭОС предлагает систему на базе продуктов ДЕЛО-МЭДО и ДЕЛО-СЭВ, о котором Алексей Осотов рассказал на примере проекта “Электронная Якутия”.
Что касается СМЭВ, то система уже функционирует, ряд регионов уже работает с ней. Оператором является “Ростелеком”, который развивает единый портал и сервисы для электронного взаимодействия граждан с органами государственной власти и ведомств между собой, а также создает справочники и классификаторы.
“В ведомствах стоят разные системы, но они должны уметь обмениваться информацией со СМЭВ, для этого нужны адаптеры”, — объяснил Алексей Осотов и привел в качестве примера проект по созданию системы госуслуг в Республике Бурятия и ее интеграции со СМЭВ.
Хотя МЭДО запущена уже некоторое время назад, у пользователей уже есть к ней претензии. Так, представитель Минэнергетики сказал, что его министерство активно использует МЭДО, но когда документы передаются в другие организации, то зачастую они даже извещения о его принятии не высылают, а ведь такие извещения должны отправляться автоматически.
Другой вопрос связан с надежностью МЭДО. Оказывается, система даже не задублирована и неизвестно, как ФСО собирается решить эту проблему. Не всё гладко и с электронной подписью. Участница конференции рассказала, что для работы с разными госсистемами ей пришлось покупать ЭЦП в трех разных удостоверяющих центрах, и хотела узнать, когда эти УЦ будут обмениваться ЭЦП. Предполагается, что решить данный вопрос позволит единая система идентификации.
Видимо, у нас, как обычно, отладка систем проводится во время их эксплуатации. Это не отрицает и Алексей Осотов: “Чем больше будет взаимодействия всех участников, тем больше выявится проблем”.
Еще одна проблема связана с тем, что далеко не все региональные органы исполнительной власти (РОИВ) могут себе позволить внедрить систему электронного документооборота из-за ограниченных ИТ-бюджетов. По мнению Дмитрия Романова, директора по развитию технологий информационного менеджмента компании “Логика Бизнеса 2.0”, преодолеть это препятствие позволяет свободное ПО: “Благодаря СПО затраты снижаются. Мы предлагаем систему “БОСС-Референт” 4J, которая поставляется с исходными кодами, и ее применение позволяет снизить входной барьер для перехода на электронный документооборот”.
По его словам, эта система уже используется в центральном аппарате Минкомсвязи и в администрации Псковской области, а сейчас внедряется в Башкирии. Во всех проектах предусмотрена интеграция со СМЭВ и МЭДО.
Как отметил Дмитрий Романов, переход на электронные документы интересен не столько тем, что облегчает жизнь чиновникам, сколько появлением принципиально новых возможностей использования информации. В качестве примера он привел систему поиска экспертов, которая разработана в рамках совместного проекта с “Высшей школой экономики": “Это — технология, реализованная на базе СПО, позволяет быстро и без лишних затрат найти в организации людей, которые помогут решить какой-либо вопрос. При этом используется информация из СЭД, электронной почты и других систем”.
Электронная информация открывает и другие возможности. Так о ее использовании для бизнес-аналитики (BI) рассказал Владимир Некрасов, генеральный директор компании Contour Components, на примере применения BI-системы Contour BI для создания ситуационного центра, мониторинга цен, ситуации на дорогах и реализации госпрограммы “Энергоэффективность”, построения аналитического центра региона, финансового анализа предприятий города. По его словам, при продвижении продуктов компания ориентируется на госсектор и предлагает решения для управляющих городских/региональных организаций и для ФОИВ.
Еще один проект сейчас развивает Федеральное казначейство. Это — государственная информационная система государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП).
Как объяснил Андрей Горелов, и.о. начальника управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства РФ, предусмотрено три типа данных: начисление, платеж, квитанция, и три роли участников: администратор (администраторы доходов федерального бюджета, муниципальных бюджетов, ЦБ, автономные учреждения), организации по приему и переводу платежей (банки и другие кредитные организации, платежные агенты, отделения федеральной почтовой связи и др.) и порталы и многофункциональные центры предоставления государственных услуг.
Предполагается, что ГИС ГМП позволит упростить и ускорить взаимодействие всех этих участников. Так, банки получают возможность оперативно обмениваться информацией с органами государственной власти посредством СМЭВ.
Сейчас проходит тестирование системы. “Осталась основная задача — подключить всех бюджетников, а их более 600 тыс., порталы и кредитные организации, которых порядка 300—400 тыс.”, — сказал Андрей Горелов. А с 2013-го начнется переход к полнофункциональному использованию ГИС ГМП.
Касаясь взаимодействия с другими госсистемами, он сообщил, что предусмотрена интеграция с порталом госуслуг и со СМЭВ, рассматривается вопрос связи с системой “Универсальная электронная карта”.
Процесс перехода государства на электронные рельсы охватывает не только министерства и ведомства. Простые граждане тоже получат возможность приобщиться к передовым технологиям. Так, уже скоро все мы сможем получить, и главное, применить универсальную электронную карту (УЭК).
По словам Екатерины Середкиной, главного специалиста департамента инновационного развития Минэкономразвития, эту карту можно будет использовать в качестве удостоверения личности для доступа к государственным и муниципальным услугам, в качестве платежной банковской карты, для получения разнообразных сервисов — транспортных, коммерческих и т. п., и даже, возможно, вместо водительского удостоверения и полиса ОСАГО.
Запуск проекта начнется уже скоро: с января 2013-го все субъекты должны выдавать УЭК гражданам по их заявлению, а с января 2014-го все, независимо от заявления, смогут получить такие карты, хотя и не обязаны их использовать.
Как считает Екатерина Середкина, степень готовности проекта находится на высоком уровне: “Так создана федеральная уполномоченная организация, которая отвечает за реализацию проекта УЭК, выпущены правила и нормативные документы, подготовлены правила информационно-технологического взаимодействия системы УЭК с другими организациями, например с банками”.
Антон Седов, заместитель начальника управления по региональному развитию Федеральной уполномоченной организации “Универсальная электронная карта”, объяснил, что УЭК содержит данные, позволяющие выполнять операции, требующие идентификацию гражданина, и включает банковское приложение платежной системы ПРО100. К системе УЭК уже присоединились девять крупнейших банков РФ, еще около 100 проявили заинтересованность в этом проекту.
Минкомсвязи подписало соглашение о подключении системы УЭК к СМЭВ. Сейчас проводится широкомасштабное испытание инфраструктуры УЭК и уже в этом году в нескольких регионах будут эмитированы карты в пилотном режиме.
Однако еще остается ряд нерешенных вопросов, один из которых связан с финансовыми рисками. “Мы проработали систему доступа через специальный ридер, который формирует ключи не на компьютере, а на самом ридере, чтобы информацию нельзя было подменить. Когда этот ридер будет сертифицирован, то возможно, риски будет на себя брать уполномоченная организация”, — пояснил Антон Седов.
Важной проблемой остается и слабая информированность граждан об универсальной карте. Когда в конце 2011-го был проведен опрос, оказалось, что представление населения сводится к тому, что УЭК объединит в себе множество документов. Народ ничего не знает ни про функционал карты, ни про конкретные возможности ее использования. “Перед нами стоит задача организации информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на популяризацию УЭК среди населения для формирования доверия граждан”, — сказала Екатерина Середкина.
А между тем гражданам пора готовиться к появлению еще одной системы. Речь идет о едином портале “Электронная демократия”. “Сейчас в регионах и на муниципальном уровне создаются отдельные системы для взаимодействия власти с гражданами. Идея заключается в том, чтобы дать гражданам единую точку входа и предоставить им все необходимые сервисы, избавив их от необходимости разбираться с разными системами”, — сказал Алексей Буньков, советник директора департамента создания и развития информационного общества Минкомсвязи.
В качестве примера таких сервисов он привел возможность формирования законодательных инициатив, проведения опросов, обсуждений и голосований, коллективных и публичных обращений и предложений граждан, проведения независимой экспертной оценки, мониторинга и оценки гражданами работы любого чиновника или ведомства, составления публичных рейтингов работы органов власти. Важна также привязка информации к дому, району, городу, для этого будет предусмотрен картографический сервис.
Сейчас этот проект находится на втором этапе реализации. В прошлом году “Электронная демократия” была внедрена трех областях — Ульяновской, Московской и Ивановской. А сейчас идет опытная эксплуатация в 12 регионах, и еще около 50 выразили заинтересованность в использовании, причем они это сделали добровольно, так как принудительные меры не предусмотрены.
Что касается взаимодействия с другими госсистемами, то в настоящее время реализована интеграция с единой системой идентификацией, со СМЭВ и с единым порталом Миэкономразвития, а когда будет запущена карта УЭК, то с ее помощью можно будет авторизоваться и в “Электронной демократии”.
Таким образом, похоже, что в нашей стране будет хотя бы электронная демократия, а возможно, и некоторые другие ИТ-блага. Учитывая, сколько раз во время конференции докладчики цитировали главу нашего государства, можно сделать вывод, что заинтересованность высшего руководства в этих проектах продемонстрирована вполне наглядно. А как известно, у нас успех любого начиная напрямую зависит от того, насколько “наверху” заинтересованы в получении результата.