На сайте газеты "Известия", опубликована статья К.Пукемова "Минтранс поторопил ГЛОНАСС". В ней рассказывается о внедрении ГЛОНАСС на транспорте. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Минтранс согласовал с ведомствами требования для оснащения пассажирского транспорта и автомобилей, перевозящих опасные грузы, навигационным оборудованием. В ближайшее время спецификации приборов должны быть окончательно утверждены. Минтранс не планирует переносить сроки массового внедрения оборудования, а это значит, что перевозчики рискуют не уложиться в заданные сроки и поплатиться штрафами.
— Завтра мы направляем в Минюст приказ об утверждении требований к навигационному оборудованию и протоколам связи. К 1 января 2013 года пассажирские автобусы и автомобили, перевозящие должны быть оборудованы системами навигации. Наши требования унифицированы, и то оборудование, которое уже стоит в автобусах, в большинстве своем попадет под эти требования, — заявил «Известиям» заместитель Министра транспорта РФ Алексей Цыденов.
Меньше чем через полгода, к 1 января 2013 года, оборудование должно стоять на 900 тыс. автомобилях. За полгода с таким объемом работы — установкой навигаторов на сотни тысяч машин — справиться не получится, уверены эксперты. Но тех, кто не успел в срок, поторопит Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
— Несмотря на то, что о новых требованиях известно уже с начала 2012 года, возможно, не все перевозчики успеют оснастить навигаторами сотни тысяч машин за оставшиеся полгода. Приборы нужно не только изготовить, но и установить, организовать техническое сопровождение. Это значит, что перевозчиков, не имеющих оборудования, придется наказывать. С января 2013 года будет невозможно получить лицензию, если парк не оборудован навигаторами, кроме того за отсутствие в автобусах средств позиционирования ГЛОНАСС будут налагать и штрафы от 30 тыс. до 50 тыс., — предупреждает заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток.
Массово внедрять систему на транспорт не получалось из-за отсутствия спецификаций оборудования, которые не могли согласовать между собой Минтранспорта, Минэкономразвития и Минпром. Подразумевалось, что требования к системам будут готовы еще в 2011 году, так как срок обязательного оснащения системами был установлен 1 января 2012 года. Но требования к оборудованию ведомства не согласовали, и массовое оснащение сдвинули на год.
Теперь установка оборудования должна пойти быстрее, и все 900 тыс. машин к 1 января успеют снабдить аппаратурой, обещает Минтранс. По словам Цыденова, проект приказа об утверждении требований к навигационно-информационным системам, аппаратно-программным комплексам и аппаратуре спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS не только согласован, но и поступил в Минпром для работы с производителями, чтобы те без задержек выпускали необходимые устройства.
В некоммерческом партнерстве «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» считают, что перевозчики будут в массовом порядке переходить на навигационное оборудование не только из-за угрозы лишиться лицензии.
— Благодаря использованию спутниковых навигационных технологий повышается эффективность работы автопарков транспорта, что приводит к увеличению объема выполненных работ (маршрутов, перевозок) до 25%. При этом срок эксплуатации транспортных средств увеличивается на 5–10%, а потребность в расширении транспортного парка снижается на 8–10%, — подсчитал президент Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Александр Гурко.
Впрочем, у других специалистов есть сомнения в эффективности системы: если даже в столице мобильная связь не всегда стабильная, то и автомобили, которые будут использовать тот же канал передачи данных, гарантированно не будут находиться все время в онлайновом режиме, предрекает руководитель дирекции информационно-навигационных систем ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Юрий Мальцев.
Кроме того, перевозчики устали от инициатив чиновников, которые должны улучшить работу и вряд ли будут испытывать восторг от того, что им столь срочно нужно устанавливать оборудование, считает главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии» Сергей Груздь. По его словам, перевозчиков уже заставили ставить тахографы — устройства, которые следят за режимом труда и отдыха водителя, — теперь нужны деньги на навигаторы. Кроме того, Груздь не исключает, что будут предприняты попытки спекуляций с оборудованием, а сжатые сроки послужат для этого благодатной почвой.