Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Наши конференции/Подробно о:/2013.07. Томск. 11-я Всероссийская конференция «Градостроительство и планирование территориального развития России»/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Опыт создания системы управления развитием территорий Санкт-Петербурга

Машкин А.А. («ИРМ Девелопмент» Группы компаний «Системы и Проекты», Москва)
Загоруйко А.Е. (Группа компаний «Системы и Проекты», Москва)

Машкин А.А.

В настоящее время мы живем в мире, в котором сверхбыстрыми темпами происходит формирование «технологического общества».

Развиваются административные процессы органов власти, и упрощаются для заявителей административные процедуры в рамках развития системы государственных услуг. Ликвидируются административные барьеры, сокращаются сроки подготовки документов, исключается участие заявителей при подготовке конечных документов, в результате повышается инвестиционная привлекательность.

В рамках развития законодательства существенно упорядочивается профессиональная градостроительная деятельность. В частности, налажена подготовка и выдача «интегральных документов», таких как «градостроительный план земельного участка», в котором консолидированно собраны все требования местной администрации к застраиваемому земельному участку. Совершенствуется правовой язык общения органов власти с застройщиками, основным предметом общения становятся градостроительные и технические регламенты.

На повестке дня – переход к полному безбумажному юридически значимому электронному документообороту и прямому межведомственному информационному взаимодействию.

Неоценимую помощь в инженерной и управленческой деятельности в сфере градостроительства оказывают современные информационные технологии. Системы ГИС – упрощают территориальный анализ, САПР – обеспечивают черчение и инженерные расчеты, ERP – организуют работу с финансовой и иной структурированной управленческой информацией, СЭД и электронные архивы – упорядочивают работу с официальными документами, BPM/Workflow – структурируют деятельность организаций и сотрудников в рамках административных регламентов, системы управления проектами – позволяют в автоматизированном режиме планировать и координировать деятельность в масштабных проектах с большим количеством взаимосвязанных работ.

Современной концепцией развития информационных технологий, наиболее востребованных в градостроительстве, являются комплексные системы управления развитием территорий (СУРТ), основанные на технологии «ГИС 5D» – классе систем, позволяющих работать с объемными пространственными моделями проектируемых объектов с учетом их видоизменений во времени и множеством иных параметров, таких как финансовые и иные ресурсные показатели, официальная документированная информация, социально-экономические параметры. Особенностью таких систем является «бесшовная» интеграция модулей системы как между собой, так и с внешними информационными системами.

В процессе интеграции неизбежно все более и более востребованными становятся портальные решения, обеспечивающие «единую точку входа» для доступа к разным информационным ресурсам и предоставляющие возможность большому числу активных участников одновременно работать над проектом. В то же время появление новых технологий привело к значительному росту спроса на использование решений для мобильных устройств и «облачных» технологий.

Неотъемлемым для современных систем управления развитием территорий является перевод в электронное представление всех информационных сущностей – документов (административной, инженерной, сопроводительной документации, нормативных материалов, данных мультимедиа), а также транзакций информационного взаимодействия с использованием электронной подписи для придания им юридической значимости.

Модель информационного
обеспечения СУРТ IRM TDRM

Система управления развитием территорий IRM TDRM 5D (Territory Development and Renovation Management) разработки «ИРМ Девелопмент» Группы компаний «Системы и Проекты» является универсальным композитным решением, что позволяет ее использовать как в государственных органах, так и в коммерческих организациях.

Использование СУРТ в профильных государственных органах позволяет формировать и контролировать выполнение целевых градостроительных программ и мероприятий, осуществлять свод данных для контроля финансирования по выполненным работам и срокам, координировать проектные решения как по комплексным территориальным схемам, так и по отдельным объектам программ.

Для коммерческих организаций, участвующих в градостроительной деятельности, система позволяет создать единое информационное пространство для хранения и обработки массивов разнородной информации, эффективно распределенной между участниками (от госорганов до субподрядных организаций), охватывающей все стадии градостроительных проектов, что непременно повышает прозрачность управления программами и проектами (портфелями проектов), обеспечивает стандартизацию выполнения типовых этапов и стадий проектов, снижает себестоимость, увеличивает эффективность и сокращает сроки реализации проектов за счет совершенствования и автоматизации процедур планирования, обеспечения оперативного контроля хода исполнения в рамках единой системы проектной отчетности.

Архитектура СУРТ имеет модульную структуру и расширенные средства «бесшовной» интеграции с существующими смежными системами Заказчика. Такой подход обеспечивает существенное сокращение сроков разворачивания и настройки СУРТ за счет интеграции с функционирующими информационными системами (производственными системами, системами бухгалтерского учета, управления бюджетами и т.д.).

Рис. 1. Информационная модель СУРТ IRM TDRM


Базовая функциональная архитектура СУРТ IRM TDRM позволяет решать следующие задачи:

– Управление содержанием – формирование баз данных строительных объектов, проектов, документационного обеспечения процессов;

– Управление регламентами – описание деятельности компании в форме регламентов и их реализация в информационной системе;

– Управление сроками – определение сроков реализации проекта, планирование перечней и последовательности работ;

– Управление рисками – идентификация рисков, их количественный и качественный анализ, привязка к ресурсам и элементам содержания проекта, ведение регистра рисков, планирование и внедрение проектных изменений;

– Контроль ключевых показателей – контроль отклонений фактических показателей от утвержденных: ключевые вехи, финансовые и технико-экономические показатели и т.п.;

– Контроль хода проектов и работ – мониторинг текущего статуса проекта по всем уровням контроля;

– Контроль квалификации подрядчиков – ведение базы данных расширенных сведений о контрагентах и истории сотрудничества.
Рис. 2. Архитектура ИСИО-Портала


Рис. 3. Взаимодействие между участниками градостроительного процесса - муниципальными структурами, коммерческими девелоперами, инвесторами


Ключевой сущностью в системе управления развитием территорий являются объекты градостроительной деятельности, которые по своей природе достаточно сложны. Это и город в целом как единый объект управления, и градостроительные зоны с особыми режимами правового регулирования, и отдельные застраиваемые территории и земельные участки, а также проектируемые, строящиеся и эксплуатируемые здания, сооружения и объекты инженерно-транспортной инфраструктуры.

Каждый такой объект обладает сотнями параметров: местоположение, функциональное назначение, конструктивные и инженерно-технические особенности, права собственности, история объекта и многое иное.

Каждый объект градостроительной деятельности не существует отдельно, а определенным образом вписан в градостроительную среду и влияет на иные объекты и на город в целом. И наоборот, все объекты окружения некоторым образом влияют на рассматриваемый объект. Таким образом, параметрами объекта является также множество взаимосвязей с иными объектами.

Существование градостроительных объектов ограничено во времени в рамках соответствующего жизненного цикла. Градостроительные объекты в чем-то постоянно развиваются, а в чем-то утрачивают свою значимость. Таким образом, нужно учитывать, что многие параметры объектов являются динамическими.

Единая интегрированная система Стройкомплекса Москвы
как основа создания СУРТ

В целях осуществления контроля городских строительных программ и строительных проектов в г. Москве группа компаний «Системы и Проекты» в 2001 году начала разработку Единой интегрированной системы информационного обеспечения (далее – ИСИО-Портал) Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы (далее – Комплекс).

Разработка ИСИО-Портала явилась одной из первых работ по «бесшовной» состыковке разнородных данных, производственных систем, разработанных в 90-е годы и эксплуатируемых организациями Комплекса для обеспечения своей деятельности.

Первоначально ИСИО-Портал должен был обеспечивать аккумуляцию в едином хранилище основных документов (включая электронные копии документов и связи между ними), сопровождающих инвестиционно-строительный цикл, и предоставлять заинтересованным органам исполнительной власти Москвы единую точку доступа к собранной информации через Портал Комплекса.

Трехуровневая архитектура полученного решения позволила использовать в качестве источников данных производственные системы, работающие в Комитете государственного строительного надзора, Государственной экспертизе проектов, Комитете по архитектуре и строительству и других организациях, вовлеченных в градостроительный процесс, в оформлении проектных и финансовых документов, документов строительного надзора и др.

При этом в основу ИСИО-Портала были заложены принципы организации взаимодействия с производственными системами с использованием web-сервисов, также была предусмотрена возможность использования отраслевого строительного узла среды электронного взаимодействия Москвы (ОСУ СЭВ МЭМ), который функционирует в соответствии с принятыми на федеральном уровне стандартами СМЭВ (среды межведомственного электронного взаимодействия). Структура электронных документов описывалась с помощью метаданных, что позволило подключать прием новых документов с минимальными затратами без дополнительного программирования.

ИСИО-Портал введен в промышленную эксплуатацию в 2009 году Распоряжением Правительства Москвы № 2783-РП. Дальнейшее развитие ИСИО-Портала продолжается по следующим направлениям:

– Подключение новых информационных ресурсов и новых типов документов.

– Подключение новых пользователей, включая бизнес (инвесторов, застройщиков и т.п.), а также физические лица (в стадии тестирования).

– Расширение функциональности хранилища данных, позволившее формировать и предоставлять пользователям паспорт строительного объекта, включающий:

- описание и основные технико-экономические показатели;

- документационное обеспечение;

- координатную информацию для отображения объекта на картографической основе с использованием ГИС-компонентов системы;

- информацию о ходе строительства, включая данные видеомониторинга, фотоматериалы и т.п.

– Формирование Реестра строительных организаций, включая данные о роли (ролях) организации в строительстве того или иного объекта.

В 2011 году государственная приемочная комиссия провела приемку в промышленную эксплуатацию базового информационного массива ИСИО «Реестр строек», использующего ГИС-компоненты и данные информационного ресурса Реестр единых объектов недвижимости (РЕОН) города Москвы Департамента земельных ресурсов.

В настоящий момент ИСИО-Портал благодаря возможности доступа к различным информационным ресурсам обслуживает порядка 3000 пользователей.
Пользователи имеют доступ к документационному обеспечению, необходимому для контроля освоения выделенных объемов финансирования по планируемым и строящимся объектам, правильности оформления проектной документации, разрешений на строительство, имущественных отношений, включая контроль выполнения инвестиционных контрактов по реконструкции и строительству капитальных объектов. Общее количество доступных и активно используемых документов, включая распорядительные документы, инвестиционные контракты, градостроительные планы земельных участков, заключения Мосгосэкспертизы, разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию, титула и другие (всего около 80 типов документов), выпущенных в период с 1990 года, подходит к 3 миллионам.

ИСИО-Портал консолидирует информацию о строительных объектах, находящихся на различных стадиях жизненного цикла. По состоянию на момент публикации общее количество строительных объектов в хранилище системы, по которым есть информация, – порядка 50 тысяч, в том числе 7 тыс. планируемых и сданных в этом году и более 2 тыс. строящихся. Накопленная информация позволяет отслеживать и анализировать значимые ключевые показатели строительных объектов на протяжении их жизненных циклов.

По каждой организации, вовлеченной в строительный процесс, пользователям системы доступны как регистрационные данные организации (паспорт организации), так и информация о деятельности организации в строительной области: объекты и роль организации в их строительстве, документационное обеспечение (документы, в которых упоминается организация), информация о зарегистрированных замечаниях и нарушениях и т.п. В настоящее время накоплена информация более чем о 20 тысячах организаций.

В процессе выполнения работ разработчик (ГК «Системы и Проекты») принимает активное участие в работах, связанных с подготовкой информации и загрузкой ее в систему. Таким образом, опыт, полученный в результате создания ИСИО-Портала, позволил разработчикам вплотную подойти к созданию Системы управления развитием территорий.

Конверсия государственных
градостроительных
информационных систем

При создании и развитии единой информационной системы Строительного Комплекса Москвы – Портала ИСИО в качестве базового принципа был взят интегральный подход. Накопленный опыт управления масштабными строительными процессами использован при создании еще двух аналогичных систем – Системы управления развитием и реновацией территорий в Санкт-Петербурге для ООО «СПб Реновация», Системы управления развитием территорий для нужд Госкорпорации «Олимпстрой» г. Сочи (разработанные «ИРМ Девелопмент»).

Причем если в первом случае система была создана для нужд государственных органов для управления мегаполисом, то во втором и третьем случаях – аналогичная система была создана для нужд корпоративных заказчиков. По информационной архитектуре такие интегрированные системы управления развитием территорий идентичны. Различия касаются уровня управления, форм управления и целей управления.

Целью государственного и муниципального управления территориями являются обеспечение законности, формирование благоприятной среды жизнедеятельности в целом, привлекательность территории для граждан и инвесторов, развитие налоговой базы и достаточная пополняемость бюджета для решения социальных задач и задач дальнейшего устойчивого развития. Для государственных органов «портфелем проектов» в широком смысле слова является реализация генеральных планов в целом, реализация целевых программ строительства, управление бюджетом, а в качестве основного языка выступают официальные документы, предписания, разрешения, акты согласований, контроль исполнения формальных норм. При этом со стороны органов власти одним из основных принципов реформы является комплексное предоставление
застройщикам всей необходимой исходной регламентирующей информации до начала проектирования и строительства.

Для девелоперских компаний понятия «портфель проектов» и «проекты» являются достаточно конкретными, более детализованными, реализацией которых непосредственно занимается соответствующая компания.

На масштабных проектах важно обеспечить эффективное взаимодействие между СУРТ органов власти и СУРТ компании-застройщика. Повсеместное создание систем обеспечения такого взаимодействия – это задача ближайших лет.

Описание опыта создания СУРТ
для ООО «СПб Реновация»

Первая реализация в качестве системы управления развитием территории для инвестора была выполнена в рамках проекта над автоматизированной информационной системой «Управление портфелем строительных проектов» по заказу «СПб Реновация» (г. Санкт-Петербург).

Разработка произведена на базе СУРТ IRM TDRM. Таким образом, мы имеем дело с трансформацией решения для государственного сектора в решение для коммерческой структуры. Само по себе это интересный факт, так как принято считать, что информационные технологии для коммерческого сектора опережают ИТ для госсектора. Здесь же все наоборот. Во многом это связано с тем, что направление «коммерческий территориальный девелопмент» – это новое направление бизнеса (ранее масштабным территориальным девелопментом в основном монопольно занимались только органы власти и местного самоуправления).

В настоящий момент СУРТ в Санкт-Петербурге введена в промышленную эксплуатацию и продолжает развиваться. Решение в Санкт-Петербурге включает Портал проектного управления, с которого пользователь имеет доступ ко всем информационным ресурсам и сервисам решения как со своего рабочего места, так и с мобильных устройств (например, с популярных iPad).

Примечание. Следует отметить, что на основе IRM TDRM создано и введено в промышленную эксплуатацию еще одно «коммерческое» СУРТ-решение для обеспечения координации проектных решений, контроля обработки и формирования проектной документации в электронном виде в рамках проведения проектных работ на территории Имеретинской низменности г. Сочи в интересах ГК «Олимпстрой».

В основе информационной модели СУРТ лежат электронные паспорта территорий (объектов), в которые при помощи процедур обработки информации из интегрированных модулей консолидируются технико-экономические показатели проектируемых площадей, паркингов, социальных объектов, картографические сведения, финансовые показатели с историей их изменения от момента приобретения прав на реновацию территории до ввода последнего объекта в эксплуатацию.

К паспорту территории «привязывается» вся исходно-разрешительная и проектная документация по территории, включающая регистрационные карточки, скан-копии и оригинальные электронные файлы документов, чертежей c историей получения, изменения и согласования версий. Для учета земельных отношений в системе используется база данных земельных участков и первичных объектов недвижимости, расположенных на территории. Для картографического контроля создана электронная карта на геоподоснове, на которую нанесены существующие и проектируемые объекты, а также чертежи планировки и межевания территории.

На сегодняшний день ведется автоматизация полного цикла проектного управления с использованием системы. Вся административная, финансовая, проектная, инженерная документация по объектам взаимоувязывается с графиками работ. Создаются механизмы автоматизированного планирования и распределения задач между ответственными и исполнителями, обеспечивается автоматизированный мониторинг исполнения программы по контрольным точкам на всех уровнях контроля в рамках процессов градостроительного проектирования, исполнения обременений, расселения, строительства.


Федотова Анна, директор по внедрению и развитию систем проектного управления ООО «СПб Реновация»: «СПб Реновация» образована для реализации одного из самых важных и масштабных проектов в истории жилищного строительства Санкт-Петербурга – развития застроенных территорий. Реализуемая компанией программа является беспрецедентной для России: должно быть обеспечено градостроительное развитие 22 территорий общей площадью около 900 га. Под расселение сегодня запланировано более 1,2 млн. кв. метров жилья первой застройки.Площадь возводимых жилых помещений – более 8 млн. кв. метров. Комплексная застройка включает также объекты инфраструктуры: детские сады – более 6 тыс. новых мест, школы – более 15 тыс. новых мест, паркинги – около 100 тыс. машиномест, коммерческие помещения, инженерные объекты.

Одной из фундаментальных компонент решения является система проектного документооборота и управления производственными процессами IRM businessDOC. В составе комплексного решения компонента обеспечивает регламентированную координацию и взаимодействие участников ключевых производственных процессов, таких как управление закупками, сбор исходной документации, экспертиза проектных решений.

ГИС-компонента предоставляет web-доступ с Портала проектного управления к картографическим данным, а также обеспечивает возможность визуального анализа и сверки чертежей различных этапов проектирования, включения/отключения отображения слоёв или их группы на картографической основе при территориальном проектировании.
Рис. 4. Портал управления развитием территорий в Санкт-Петербурге


За счет привязки пространственных элементов к паспортам территорий и паспортам расположенных на территориях объектов пользователь одним нажатием клавиши переходит ко всей информации по выбранному на карте объекту: показателям и характеристикам, фотографиям, проектным документам, графикам работ, договорам, подрядчикам и т.д.
Рис. 5. Многопользовательское рецензирование чертежей в web-интерфейсе


В качестве инструмента совместной работы с чертежами для их просмотра, анализа и рецензирования непосредственно в веб-интерфейсе используется модуль совместной работы с профессиональной документацией, созданный на основе Oracle AutoVue Enterprise Visualization. Разработчики «ИРМ Девелопмент» интегрировали его с электронной библиотекой документов, за счет чего пользователи получили возможность работать с чертежами без использования исходных систем, в которых они были созданы (такие как ArchiCAD, Autodesk Revit и др.).

Особенностями данной системы являются многообразие и «бесшовная» интеграция используемых компонент, баз данных и сервисов. ГИС-компоненты и CAD-решения, управление регламентами и контроль исполнительской дисциплины (на базе ЕСМ/СЭД), календарные графики, управление рисками, функциональные модули для обеспечения коллективной работы с документацией, финансовая информация интегрируются в общее информационное пространство с единой точкой входа – Порталом проектного управления.

СУРТ в современном
градостроительстве

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (ст. 57.1) процессов обеспечения территориального планирования на федеральном уровне предназначена Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП).

Первая очередь ФГИС ТП введена в действие в сентябре 2011 года. Однако существует ряд проблем, связанных с наполнением информационной базы системы. Во-первых, источником для наполнения базы на федеральном уровне должны являться ГИСТП СРФ, в свою очередь источником информации для которых являются муниципальные ИСОГД. При этом существующая законодательная база пока не предписывает субъектам Федерации формировать и вести региональные информационные системы территориального планирования. Однако у регионов есть достаточные полномочия самостоятельно создавать информационные системы для поддержки градостроительной деятельности на региональном уровне. Лишь некоторые регионы пошли по этому пути и начали формирование двухуровневых систем: региональных ГИСТП СРФ и муниципальных ИСОГД. Во-вторых, ИСОГД даже в «передовых» регионах зачастую выступают просто в роли электронных архивов. При этом хранимые документы преимущественно слабо связаны. Как следствие, например, может быть затруднено формирование подборки документов, связанных с тем или иным объектом (зачастую отсутствует и само понятие «объект»).

В отличие от ИСОГД данные СУРТ всегда четко структурированы и взаимоувязаны. Это позволяет для любого выбранного документа легко получить все связанные документы по связям «документ-документ» или «документ-объект». Кроме того, информация СУРТ в значительной мере носит динамический «процессный» характер – отслеживается изменение каждого параметра документа в ходе согласований, изменения фактических параметров строящегося объекта, выявленных в ходе мониторинга и т.д. И, наконец, СУРТ содержит информацию не только о «стратегическом», но и о «тактическом» развитии территории (т.е. оперативные планы, планы реализации генпланов, мониторинг хода проектирования и строительства с детализацией до отдельных объектов и их конкретных параметров), которой в принципе нет в ИСОГД.

Все вышесказанное позволяет рассматривать СУРТ, внедренную на региональном или муниципальном уровнях, как потенциальный источник информации для региональных систем ГИСТП СРФ, который может использоваться дополнительно к ИСОГД или даже вместо ИСОГД.

Кроме того, СУРТ может рассматриваться как источник данных для формирования ИПД. В сложившейся практике, когда речь заходит о формировании ИПД, упор обычно делается на ГИС-данные (координатную информацию) в ущерб семантической информации. Более правильно делать акцент на семантической информации, так как она сложнее по своей структуре и природе. Например, в ГИС-системе здание может отображаться лишь как многоугольник, а в семантической базе данных СУРТ у этого объекта будут сотни семантических параметров.

Таким образом, CУРТ, будучи внедренной на региональном/ муниципальном уровнях или в отраслевых организациях, способна стать официальным источником данных в рамках общероссийской инфраструктуры пространственных данных.


См. также:
Каталог Организаций:
   - СПб_Реновация
   - Группа Компаний "Системы и Проекты"
Каталог Авторов:
   - Федотова А.В.
   - Машкин А.А.
   - Загоруйко А.Е.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2012
Наши конференции / Подробно о: / 2013.04. Волгоград. 7-я Всероссийская конференция «Геоинформационные технологии в муниципальном управлении»
Наши конференции / Подробно о: / 2013.07. Томск. 11-я Всероссийская конференция «Градостроительство и планирование территориального развития России»
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №2_2012
Цитирумость документа: 3
13:45:39 12.08 2012   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.038717985153198 sec, Question: 88