Ведомости: АСИ разработало "дорожную карту" по упрощению регистрации сделок с недвижимостью и кадастрового учета
На сайте "Ведомости", опубликована статья М.Лютовой, М.Товкайло, Дм.Казьмина "Подготовлена «дорожная карта» для сделок с недвижимостью". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Агентство стратегических инициатив (АСИ) подготовило «дорожную карту» для упрощения регистрационных процедур и кадастрового учета. На этой неделе «карта» будет обсуждаться в Минэкономразвития, а к середине октября должна быть внесена в правительство, говорит директор департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин. Принципиальных разногласий нет, сказал Ивакин: замечания в основном технические.
В списке Всемирного банка Doing Business Россия по регистрации сделок с недвижимостью занимает 45-е место из 183, «дорожная карта» должна к 2015 г. поднять ее на 11-е (сейчас его занимают Дания и Исландия), а к 2018 г. — на 4-е (Белоруссия). По оценкам Всемирного банка, в Москве регистрация типовой сделки с участком и зданием занимает 43 дня и обходится в 0,2% стоимости объекта.
Качество услуг Росреестра невысоко, критиковал службу министр экономического развития Андрей Белоусов: «Возникают ситуации с очередями, необоснованными отказами, коррупцией».
«Дорожная карта» предлагает сократить число процедур для регистрации недвижимости с пяти до одной. Можно будет регистрировать права удаленно, заверив документы электронно-цифровой подписью, рассказывает руководитель рабочей группы при АСИ, подготовившей «карту», Олег Скуфинский: к 2020 г. 70% регистраций пройдет через интернет (сейчас — не более 5%).
Процедуры, где возможно, перейдут на уровень межведомственного взаимодействия, обещает «карта». Не нужно будет подавать отдельное заявление о кадастровом учете — чиновники сделают это сами. Нотариусам, страховщикам и банкам запретят требовать бумажные документы — они должны получать сведения сами. На прием в Росреестре уйдет не более 10 минут (сегодня — час), а записаться можно будет за день. Регистрация прав вместе с кадастровым учетом будет занимать неделю (сейчас — 20 дней), кадастровый учет будет проводиться за пять дней (сегодня — 20).
Еще одно улучшение — повышение полноты и достоверности сведений в едином реестре недвижимости.
Сейчас большинство приостановок или отказов в регистрации связано именно с неточностью данных в реестре, рассказывает Скуфинский.
Реализация «карты» потребует существенных затрат, признает Скуфинский, их только предстоит рассчитать. Затраты федерального и региональных бюджетов могут составить до 200 млрд руб., знает человек, участвующий в обсуждении «карты». Но любые расходы окупятся, уверен Скуфинский: в зарубежной практике эффективные системы регистрации прав собственности приносят в 4 раза больше, чем в них вложено.
«Карта» позволит снизить судебные и финансовые риски операций на рынке недвижимости и сделает его более устойчивым, а значит, и более привлекательным для инвестиций, надеется директор направления «Новый бизнес» АСИ Артем Аветисян.
Росреестр занимается и сбором статистики, к ней тоже есть претензии, говорит аналитик «Инкома» Дмитрий Таганов: например, в августе статистика сделок в Москве была неожиданно объединена с данными новой Москвы и сопоставить информацию по годам стало невозможно.
Нотариусы рады бы наладить электронное взаимодействие с Росреестром, уверяет президент Московской городской нотариальной палаты Константин Корсик, но переговоры идут не очень успешно. Например, целесообразно, чтобы нотариус имел онлайн-доступ к единому реестру прав. Нотариусы могли бы оказывать комплексную услугу по государственному тарифу, продолжает Корсик: собирать документы, удостоверять договоры, подавать их на регистрацию и выдавать зарегистрированные документы. В «дорожной карте» введение обязательной нотариальной регистрации сделок названо одним из рисков — это увеличит стоимость процедуры, и целевые показатели «карты» придется пересматривать.
Главное — чтобы система не стала псевдо «одним окном», когда для подачи заявки нужно собрать документы в нескольких ведомствах, замечает председатель Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: процедура обращения должна быть простой и быстрой, а сроки ответа — предсказуемыми.
Росреестр к улучшениям полностью готов, уверен Скуфинский, трудности будут только в регионах, там нужна политическая воля. Представитель Росреестра не ответил на запрос.