Известия: ГЛОНАСС на российских самолетах оказался бесполезным
На сайте газеты "Известия" опубликована статья И.Чеберко "ГЛОНАСС на российских самолетах оказался бесполезным". В ней рассказывается о навигационном оборудовании ГЛОНАСС на воздушном транспорте. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Российские авиакомпании оснащают воздушные суда ГЛОНАСС-оборудованием, которое не приносит им никакой практической пользы. Об этом правительству доложил глава Росавиации Александр Нерадько (копия письма есть у «Известий»).
— На большинстве отечественных воздушных судов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, не имеющих цифрового пилотажно-навигационного комплекса, аппаратура спутниковой навигации не взаимодействует с бортовым навигационным комплексом, поэтому автоматическое самолетовождение по сигналам ГЛОНАСС/GPS не обеспечивается, а также не обеспечивается соответствие большинству типов навигационных характеристик PBN (навигация на основе эксплуатационных характеристик), — пишет Нерадько.
Согласно приказу Минтранса от 13.02.12, отечественные гражданские воздушные суда (как самолеты, так и вертолеты) взлетной массой более 495 кг, используемые для коммерческих перевозок, должны быть оснащены оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS до 1 января 2015 года, взлетной массой 5700 кг и более — до 1 января 2016 года. Воздушные суда иностранного производства должны быть оборудованны аппаратурой ГЛОНАСС к январю 2017 года (от 495 кг), и до начала 2018 года те, чья масса превышает 5,7 т.
По данным Росавиации, на начало ноября этого года из 1885 отечественных воздушных судов, находящихся в эксплуатации, аппаратурой ГЛОНАСС/GPS было оснащено 530. Стоимость прибора, необходимого к установке, составляет примерно 1 млн рублей.
— Для крупных авиакомпаний 1 млн рублей, возможно, незначительная сумма, но для небольших перевозчиков — это серьезные деньги. Остаточная стоимость их судна может быть сопоставима со стоимостью одного прибора, — констатирует руководитель аналитической службы Агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Авиация, в данном случае, стала заложником этого политического решения, потому что для значительного количества воздушных судов никакой практической пользы установка ГЛОНАСС не несет. Тут была определенная кампанейщина — раз есть у нас своя национальная система навигации, то ее обязательно нужно пристроить на все виды транспорта.
Тем не менее российские экспалуатанты особо не протестовали против обязательного оснащения ГЛОНАСС-оборудованием. Единственный, чьи выступления на данный счет прозвучали акцентированно, — глава Национальной ассоциации деловой авиации Леонид Кошелев. Он утверждает, что идея поставить ГЛОНАСС-оборудование на уже находящиеся в эксплуатации бизнес-джеты — абсолютно безумная затея, способствующая лишь тому, чтобы все авиакомпании регистрировали борта в зарубежных юрисдикциях.
— Без выданного производителем самолета дополнения к сертификату вы даже кофеварку на борту не имеете права поставить. Однако никакое ГЛОНАСС-оборудование одобрения от зарубежных авиационных властей пока не получило. Помимо прямых финансовых затрат установка оборудования ГЛОНАСС требует вывода бизнес-джета из эксплуатации примерно на месяц. При этом эксплуатантам никто не объясняет, зачем нужно ставить ГЛОНАСС на их самолет, просто спустили сверху разнарядку, — говорит Кошелев.
Воздушные суда — далеко не единственная категория транспорта, подлежащая оснащению ГЛОНАСС-оборудованием. С 1 января следующего года весь пассажирский транспорт, кроме легковых автомобилей, должен быть оснащен аппаратно-программными устройствами, определяющими местоположение и передающими информацию органам Ространснадзора. В те же сроки, то же оборудование должны установить грузовые транспортные средства, перевозящие опасные грузы. Для легковых такси установлен срок 1 января 2014 года.
Совесть чиновника -самая загадочная субстанция. Когда провозглашаются кампании ГЛОНАС-ананас, они хлопают в ладоши и под одобрямс, сытно осваивают политически спущенные средства граждан. Потом наступает спячка совести, ровно до момента "выдь на ковер и доложь как есть". Вот тут начинается просыпание совести и её мытарства, в поисках найти ну хоть одного спеца, у которого руки растут с ногами в разных местах. А когда оказывается, что тому еще и платить надо, да и процесс времени требует, наступает трансформация совести в обвинительную агрессивную форму бытия. Мол все такие негодяи, а я за всех должен крайним на раздачу встать? Счастливый случай наступает если спец, призванный все это шоу спасти, вдруг провалит начатое за дармовое обещание. Тогда все чисты, а ему сидеть. Как в случае с ракетами, у которых бак оказался резиновым на полторы тонны, не смотря на то, что в учебниках для первоклассников написано сколько стоит грамм выведенный на орбиту. Ракет с расширяемыми баками никто и никогда не делал. Это не самолеты. Используются один раз. Зато легенда прокатила: заправщик - гадовец, мимо риски проскочил на полторы тонны! Так и здесь, был бы у товарища Нерадько хоть один рукастый, который поставил-таки ГЛОНАСС на ераплан, да оказалось, что он не нужен уже в полете - было бы легше всем. Конкретного врага на чистую воду вывели бы и продолжали осваивать бюджет. А тут приходится сознавать, что воткнуть не самое нужное на борт современного самолета, оказывается неподвластно политике правящей партии. Закавыка вышла. И не смотря на пафос того же самого чиновника начала нулевых о ГЛОНАССе, который - наше все и всех спасет и экономику сэкономит, и мусор трамваями развезет со свистом скорой помощи до самых урн голосования. И будет народу счастье ГЛОНемыслимое. Сегодня совесть функционера, прикинула направление ветра перемен и дала задний ход.