Из материалов четвертой конференции ГИС-Ассоциации Геоинформатика и образование" (Москва, 7-8 июня 2000 г.).
В.Я. Цветков, профессор, д.т.н.
Переход к рыночной системе хозяйствования и управления требует новых методов и технологий. К числу таких новых информационных технологий относится технология геомаркетинга.
Геомаркетинг как новая информационная технология с одной стороны является развитием технологии маркетинга, ориентированной на работу с пространственно-локализованными данными, с другой применением ГИС-технологий для решения задач маркетинга и информационного маркетинга.
Учитывая актуальность этого направления издательство «Машиностроение» в июне 2000 выпускает брошюру (4 п.л.), «Геомаркетинг», автор В.Я. Цветков.
В брошюре в краткой и доступной форме для специалистов разных профилей изложены основы курса по геомаркетингу, который второй год читается в МИИГАиК.
В ней описана связь между традиционным, информационным маркетингом и геомаркетингом. Описаны особенности сегментирования рынка в геомаркетинге. Описаны концепции, цели и основные задачи геомаркетинга.
Дано понятие и описание пространственной локализации данных как средства интеграции экономических и статистических данных.
Описаны системы и методы анализа данных, применяемые в геомаркетинге для поддержки принятия решений. Это статистические методы, нелинейные регрессионные методы, системы рассуждений на основе аналогов, «дерево решений», нейронные сети, генетические алгоритмы, эволюционное программирование, системы OLAP.
Приведена классификация геомаркетинга. Описаны особенности природоресурсного и политического геомаркетинга.
Современный маркетинг реализуется на основе применения информационных маркетинговых систем. Показано что маркетинговая информационная система может быть реализована на аппаратно-программной основе ГИС и, следовательно, ГИС является наилучшей реализацией геомаркетингововй системы.
Дается понятие моделей, применяемых в геомаркетинге. В частности рассмотрены модели объекта управления и модели геомаркетинговой среды. Описаны особенности геомаркетинговых исследований, включающих маркетинговую разведку. Описаны методы и модели прогнозирования на основе маркетинговых технологий. Значительная часть посвящена описанию и приемам решения задач геомаркетинга. Это задачи поиска, задачи размещения, транспортная задача, задачи оценки и оптимизации, задача оценки спроса, задача геокодирования. Показана связь геомаркетинга с логистическими задачами.
Из-за ограничения по объему в работу не вошли практические задачи с решениями и такие разделы посвященные деловому риску и его статистической оценке, посвященные операционному левериджу.
Работа предназначена для специалистов маркетологов, менеджеров, управленцев и специалистов в области геоинформатики, решающих задачи управления и проектирования. Планируемая цена брошюры 60 рублей.