27.12.2000 г. Пояснительная записка к открытому письму Президенту Российской Федерации по вопросу изменения режима закрытости геодезических данных, картографических материалов и космических снимков, подготовленному ГИС-Ассоциацией
Пояснительная записка к открытому письму Президенту Российской Федерации по вопросу изменения режима закрытости геодезических данных, картографических материалов и космических снимков, подготовленному ГИС-Ассоциацией.
В настоящее время в России действуют режимные ограничения на использование пространственной информации. Эти ограничения были установлены в разное время и в девяностые годы не менялись. В России действуют ограничения на точность определения координат («сведения о местонахождении (координаты) топографических объектов с точностью 30 метров и выше в государственной системе координат секретно», а «грубее 30 м и до 100 м включительно для служебного пользования»), космических снимков («первичные данные съемок и производные материалы шириной более 20 км с разрешением на местности лучше 2 м секретно» а « материалы с разрешением от 2 до 4 м на местности, независимо от покрываемой ими площади для служебного пользования»). Ограничено использование топографических карт. Карты масштаба 1:100000 имеют ГРИФ «ДСП», а топографические карты более крупных масштабов являются секретными. Планы городов выполненные в местной системе координат также ограничены в использовании. Ограничения связаны с площадью отображенной на них территории («топографические планы и основы, специальные карты и планы, фотопланы масштабов 1:50000 и крупнее в местных системах координат на участки на местности площадью, превышающей 75 км.кв. на незастроенные и и малозастроенные территории и свыше 25 км.кв. на города и поселки городского типа секретно») На открытых тематических картах, составленных в условных и местных системах координат нельзя показывать закрытые объекты. Сам перечень объектов, не подлежащих показу на открытых картах имеет гриф «ДСП».
В основном все ограничения устанавливались по представлению МО и ГУГиК СССР. После установления сувернитета РФ изменений в режимные ограничения не вводилось. Из выступлений руководства ВТУ ГШ ВС РФ известно, что рассматривался документ, призванный изменить ограничения на использование космических снимков до величины разрешения 2 м и что он даже утвержден правительством. Однако документ этот не опубликован и следовательно согласно Конституции не может быть признан как правовой документ.
За последние годы произошли существенные изменения в технологических возможностях получения и использования пространственной информации во всем мире, что, несомненно, должно привести к пересмотру существующих в России режимных ограничений на ее использование.
Во-первых, усовершенствование систем определения параметров внутреннего ориентирования космических снимков и повышение качества и оперативности съемки привели к возможности создания качественных топографических карт без использования опорной геодезической сети. По сообщению представителей военно-топографической службы России на конференции в ноябре 1999 году ими созданы качественные карты масштаба 1:25000 на некоторые зарубежные территории с использованием только материалов космической съемки.
Во-вторых, отмена 1 мая 2000 года президентом США селективного режима доступа к сигналам системы НАВСТАР (США) привела к существенному повышению точности большого числа используемых, в том числе и на территории России, приемников этих сигналов, что перевело их в ранг запрещенных к использованию. Существующее ограничение на точность определения пространственных координат в России (30 метров) делает невозможным использование большого числа бытовых приемников, приемников используемых в автомобильной навигации и т.п.
В- третьих, режимные ограничения на использование космической информации затрудняют использование съемок высокого разрешения с таких летательных аппаратов как Иконос, выводят из сферы их использования только российских граждан и российские организации, в то время как в других странах могут свободно пользоваться этой информацией, в том числе и на российскую территорию.
В тоже время ощущается все больший дефицит отечественной информации. Отсутствует оперативная съемка Земли высокого разрешения. Съемка, выполняемая фотографическими аппаратами и доставляемая на Землю спускаемыми аппаратами не проводилась в 1994-1996 годах, а в последующие годы запуски проводились, но в очень неудачное для съемок территории России время.
Все перечисленные факты говорят о том, что режимные ограничения пришли в противоречие с современным уровнем научно-технических разработок и должны быть срочно пересмотрены.
В пользу такого пересмотра говорят и положения доктрины национальной безопасности, существенно повышающей роль экономической безопасности и личной безопасности граждан.
С экономической точки зрения, наличие ограничений резко повышает непроизводительные расходы на реализацию целого ряда федеральных, региональных и местных программ, направленных на ведение кадастров природных ресурсов, земли и недвижимости, проведение экологического мониторинга, активного использования геоинформационных технологий и пространственных данных в навигационных целях. Отсутствие открытых достоверных и подкрепленных правовым статусом сведений о практически всех видах ресурсов Российской Федерации превращает этап прединвестиционной подготовки предложений в аналог разведывательной операции, когда наиболее достоверные сведения о России можно получить или из зарубежных источников или из Российских, но с нарушением режимности.
Режимность в области пространственных данных не дает возможности использовать сквозные цифровые технологии для обновления карт и топопланов. Особенно остро эта проблема стоит на урбанизированных территориях, наиболее подверженных изменениям в связи с хозяйственной активностью на них. Кроме того, указанные ограничения существенно сдерживают развитие рынка и инфраструктуры пространственных данных, оставляя для него лишь один источник финансирования государственный бюджет и отрезая всех желающих инвестировать свои средства в производство пространственных данных.
И, наконец, эти ограничения существенно ограничивают права граждан на получение точной и достоверной информации и обеспечение безопасности жизнедеятельности, что является прямым нарушение Конституции РФ. Можно привести множество примеров гибели людей во время сбора грибов, ягод, рыбной ловли, туристических походов из-за отсутствия удовлетворительных картографических материалов и приборов позволяющих определить свое местоположение.
Ряд из перечисленных вопросов нашел отражение в «Открытом письме ученых и специалистов Российской Федерации исполняющему обязанности Президента Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину» от 25 февраля 2000 г.
Однако весь спектр имеющихся и неоправданно завышенных режимных ограничений в нем не отражен.
ГИС-Ассоциация в течение последних пяти лет практически на всех своих конференциях и страницах своего журнала поднимает вопрос о секретности, приглашая для обсуждения представителей Роскартографии, ВТУ ГШ ВС РФ, Гостехкомиссии, Росавиакосмоса, Росземкадастра и других служб и ведомств.
Основная информация, получаемая в результате таких обсуждений от ведомств сводится к трем моментам:
1 Режимные ограничения существующие на настоящий момент не соответствуют современному уровню развития
2 Ни одно из этих ведомств не может само решить вопрос изменения режимных ограничений, а ряд из них (Росземкадастр, Минтранс, Роскартография и др.) посылали письма в соответствующие инстанции, но получали отказ, который не сопровождался какими-либо пояснениями.
3 Решение об изменении режимности пространственных данных должны приниматься ведомствами (Роскартография и Минобороны России) объективно не заинтересованными в получении позитивного результата, т.к. эти ведомства получают бюджетные деньги на поддержание режимности. Для решения вопроса об изменении режимных ограничений необходима постановка НИР, требующая значительных капитальных вложений, которых ни МО, ни Роскартография не имеют.
В результате за пять лет проблема не сдвинулась с мертвой точки, за исключением того, что ВТУ ГШ МО РФ профинансировало проведение НИР «Защита» 29 НИИ МО.
Изложенная на конференции «Проблемы ввода и обновления пространственной информации» программа выполнения работ по НИР «Защита», несомненно, говорит о некотором сдвиге в подходе к этой проблеме ВТУ МО РФ, однако вызывает и ряд сомнений в объективности и всестороннем рассмотрении 29 НИИ МО рассматриваемой темы. К сожалению, будет представлена точка зрения только одной стороны, которая при этом субъективно и объективно является сторонником сохранения значительной части режимных ограничений.
К такому выводу мы приходим исходя из следующих фактов:
1 В последние годы 29 НИИ МО выполнял договорные работы с различными территориальными образованиями, в том числе с Москвой, по снятию режимных ограничений на пространственные данные для этих территорий. Решение вопроса по снятию режимных ограничений в принципе лишает 29 НИИ МО потенциальных заказчиков
2 При изложении программы работ были оглашены только основные направления исследований, без детализации этих направлений в силу секретности самой НИР. Это означает, что столь важная для экономического развития проблема будет отгорожена от общественного обсуждения грифом секретности
3 В работе не предусмотрен подсчет экономических затрат и экономического ущерба от действия существующих или вводимых режимных ограничений.
4 В работе не предусматривается использование потенциала Министерства иностранных дел РФ для анализа состояния рассматриваемого вопроса в экономически развитых демократических государствах.
5 Работа рассматривает только одно направление национальной безопасности военное, и не учитывает всех остальных, включая экономическое и информационное.
О необходимости научного рассмотрения всех проблем связанных с режимными ограничениями заявил на Коллегии Роскартографии по итогам 2000 года и ее руководитель А.А.Дражнюк. Однако и это ведомство не заинтересовано в объективном рассмотрении данного вопроса, поскольку наличие режимных ограничений позволяет Роскартографии иметь значительные преимущества в конкурентной борьбе с другими субъектами геодезической и картографической деятельности.
Отсутствие в России независимой и заинтересованной в объективном рассмотрении вопроса структуры является на наш взгляд основным тормозом в решении проблемы объективной, научно и экономически обоснованной оценки целесообразного уровня режимных ограничений.
В письме на имя В.В.Путина специалистами и руководителями различных организаций, органов управления и фирм были сформулированы предложения геоинформационной общественности по вопросу изменения режимных ограничений.
Эти предложения основаны исключительно на научной и экономической целесообразности и сводятся к следующему:
1. Отменить ограничения на открытое использование координат открытых (несекретных) объектов в государственной системе координат.
2. Снизить ограничения на использование космических снимков до разрешения 1 м.
3. Предоставить возможность для открытого использования топографических карт до масштаба 1:25 000 в государственной системе координат и снять все ограничения на использование карт и планов более крупных масштабов в местных системах координат.
4. Перейти к изданию карт всего масштабного ряда, в том числе карт крупных масштабов, не содержащих режимных объектов, пунктов геодезических сетей и не имеющих ограничений на использование в государственной системе координат.
5. При рассмотрении всех вопросов, связанных с введением или отменой ограничений на использование пространственной информации, следует привлекать к участию в работе гражданских специалистов, представителей академической науки, вузов, органов государственной власти, местного самоуправления, общественных и коммерческих организаций.
Следует отметить, что рассматриваемая проблема, по различным причинам требовала принятия решений на самом высоком уровне и в других государствах. Так решение об отмене селективного режима доступа к данным НАВСТАР принимал лично Президент США.
Возможно в некоторых вопросах наши предложения все еще являются избыточно ограничительными.
Мы продолжаем сбор и анализ информации по следующим направлениям, связанным с рассматриваемой проблемой:
1 Научные и технологические предпосылки изменения или сохранения режимных ограничений на работу с пространственной информацией.
2 Нормативно-правовая основа работы с пространственными данными в других государствах как фактор изменения или сохранения режимных ограничений на работу с пространственной информацией.
3 Доступность пространственных данных о России за рубежом и ее влияние на изменение или сохранение режимных ограничений на работу с пространственной информацией в России.
4 Нарушение прав и свобод граждан России в связи с режимными ограничениями на использование пространственной информации.
5 Подходы к разработке методики и получению информации для расчета упущенной выгоды от действия режимных ограничений на использование пространственной информации