Известия: аудиторы и ФСБ выявили в Росреестре нецелевое расходование на 2,5 млрд при выполнении подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости»
На сайте газеты "Известия" опубликована статья А. Ермаковой "Аудиторы и ФСБ выявили в Росреестре нецелевое расходование на 2,5 млрд". В ней рассказывается о проверке расходования средств Росреестра на реализацию подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости». Приводим текст материала полностью.
Счетная палата (СП) совместно с Федеральной службой безопасности (ФСБ) проверила выполнение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости». По результатам проверки выявлены финансовые нарушения на сумму 23,9 млрд рублей, в том числе нецелевое расходование средств в сумме 2,5 млрд рублей. В докладе аудиторов (имеется в распоряжении «Известий») указывается, что отчет о работах по многим контрактам отсутствует, а трудоемкие и дорогостоящие работы по внедрению программных средств на всей территории страны выполнялись исполнителями за 3–5 дней.
По информации «Известий», 21 июня на заседании коллегии Счетной палаты были объявлены результаты проверки расходования средств Росреестра на реализацию подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости», которая осуществляется в рамках ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости». В соответствии с подпрограммой в России должен был появиться государственный кадастр недвижимости, чтобы создать базу для налогообложения земли, объектов недвижимости и прав на них.
Из отчета СП следует, что изначально необходимости создания подпрограммы в рамках ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» не было, так как заявленные в подпрограмме цели были аналогичны целям реализуемой ФЦП.
«В результате на реализацию подпрограммы были израсходованы десятки миллиардов рублей, при этом на 1 января 2013 года государственного кадастра недвижимости (ГКН) действующего на всей территории РФ, наполненного сведениями об объектах недвижимости и являющегося источником формирования налоговой базы, так и не создано», — говорится в отчете.
— На реализацию подпрограммы в течение 2006–2012 годов было выделено 52,8 млрд рублей, в том числе 43,3 млрд из средств бюджета, — рассказывает аудитор СП Игорь Васильев. — Проверка проводилась в рамках плана работы СП на 2013 год, но инициирована она была в том числе Минэкономразвития. На данный момент планируется следующая ФЦП, и чтобы не повторять ошибок, мы провели работу совместно с ФСБ. Результаты оказались не очень убедительными. Выявлены в том числе существенные финансовые нарушения, которые будут рассматриваться правоохранительными органами.
Аудитор подчеркнул, что на заседании коллегии СП было принято решение направить материалы не только в правоохранительные органы, но и президенту.
Основной объем нарушений пришелся на сферу IT-инфраструктуры и IT-технологий, а также картографии. Данные направления в Росреестре курирует заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников.
В отчете указывается, что Сапельников предоставил Счетной палате недостоверные сведения по расходам из средств подпрограммы, а также не предоставил объяснения по фактам выявленных в ходе проверки нарушений.
Так, в рамках одного из мероприятий ФЦП «Сопровождение автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости» с ЗАО «Крафтвэй корпорэйшн» были заключены два госконтракта стоимостью 173,2 млн рублей в 2011 году и 215,5 млн рублей в 2012 году на сопровождение и мониторинг информационно-телекоммуникационной инфраструктуры центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций. Контракт на 215,5 млн рублей заключен за счет средств центрального аппарата и территориальных органов, что, по мнению аудиторов СП, подтверждает вывод об отсутствии оснований для заключения контракта в рамках подпрограммы. В техзаданиях по контракту указывалось, что услуги должны оказываться в строгом соответствии с проектной, технической, эксплуатационной и иной документацией при ее наличии. При этом эксплуатационная документации отсутствует, написано в отчете.
Контракт на 2013 год по сопровождению информационно-телекоммуникационной структуры стоимостью 110,9 млн рублей изначально должен был выполнять все тот же «Крафтвэй». Однако в нарушение условий контракта, который не предполагал найма третьих лиц, компания привлекла субподрядчика — ООО «ТехноКАД». Стоимость договора, заключенного с субподрядчиком, не превышала 16,5 млн рублей, тогда как в коммерческом предложении, представленном данной фирмой перед проведением аукциона, стоимость работ составляла 109 млн рублей, что почти в семь раз превышала стоимость работ, выполняемых по договору субподряда.
В компании ЗАО «Крафтвэй корпорэйшн» «Известиям» рассказали, что, помимо ООО «ТехноКАД», к выполнению работ были привлечены и другие субподрядчики, а данная компания получила лишь «небольшой кусок работ».
— В 2013 году мы на самом деле заключили госконтракт с Росреестром, после этого заключили несколько субподрядных договоров с различными компаниями, в том числе с ООО «ТехноКАД». Эту компанию мы привлекли на небольшую часть работ, а коммерческое предложение, данное ее в рамках аукциона, было, видимо, дано на весь фронт работ, которые предусмотрены контрактом, — поясняет представитель «Крафтвэй корпорэйшн». Какие еще субподрядчики выполняют госконтракт, в компании назвать отказались, сославшись на коммерческую тайну.
Первоначально на реализацию «Сопровождение автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости» предусматривались средства в размере 768 млн рублей. Всего за период реализации подпрограммы финансирование по данному мероприятию было увеличено на 1,4 млрд рублей, или на 178%.
Как констатирует СП, нормативные документы, подтверждающие создание и ввод в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН), отсутствуют.
В докладе аудиторов также отмечается, что многие трудоемкие и дорогостоящие работы выполнялись исполнителями всего за несколько дней.
Так, на реализацию внедрения АИС ГКН было выделено 1,6 млрд рублей. В рамках одного из госконтрактов стоимостью 92,6 млн рублей, исполнителем которого является ФГУП «ФКЦ «Земля», предполагалось за шесть дней выполнить работы по внедрению АИС ГКН в 79 субъектах РФ. Как следует из отчета СП, аналогичная работа предусматривалась техническим заданием к другому контракту, стоимостью 185,2 млн рублей сроком на год.
Как сообщил «Известиям» аудитор Васильев, руководитель Росреестра Наталья Антипина подписала акт СП без возражений, тем самым признав изложенные в нем факты.
Напомним, что недавно Росреестр сформировал новую ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2019 годы)», на которую ведомство просит порядка 62 млрд рублей. Как указывается в программе, бюджет получит за шесть лет 5,1 трлн рублей в качестве налога на землю и имущество, которые будут собраны при помощи новой системы.
— Если имеет место неисполнение чиновником своих служебных обязанностей, чиновник должен быть уволен с тяжкими последствиями, так как земельный кадастр — это рыночная инфраструктура и из-за него не развиты рыночные отношения, плюс недобор денег в бюджет. Это тот случай, когда халатность чиновника привела к серьезным последствиям, тяжким или особо тяжким, пусть разбирается суд, — резюмирует Делягин.
По мнению председателя Комитета по экономике недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ Олега Скуфинского, ключевые показатели эффективности новой ФЦП слишком высокого уровня, что не позволяет оценить ее эффективность.
— К ним есть много вопросов. Например, по одному из КПЭ динамика улучшения качества кадастра за 6 лет всего 4%, на что тратится 64 млрд. Кроме того, не ясно, например, почему выделяется 17 млрд на создание центров архивного хранения, тогда как мы переводим услуги в электронный вид таким образом разгружая Росреестр от документации. Кроме того, в ФЦП не проглядывается основной задачи - защиты прав потребителя, гарантий прав собственности. Документ требует существенной доработки, - говорит Скуфинский.
К сожалению, не видя результатов конкретных претензий по акту сложно оценить степень нарушений. Однако, результат работ по созданию ГКН налицо! Будучи у истоков создания ГКН (разрабатывал и внедрял в земкоме 1993-2000 год) однозначно могу сказать: за 2 года реальный прогресс налицо и система создана! Учитывая недостатки законодательства в части размещения госзаказов (сам их размещаю) могу сказать, что приведенные в статье "нарушения" в данном контексте нарушениями не являются (сроки выполнения за 3-5 дней - об этом говорили очень много, но нам поясняли, что это не нарушение; нет отчетов - но результатом может быть действующий портал или ЦОД, работающий сервер и т.д.). Зная, как сложно у нас внедрять ГИС, преклоняюсь перед мужеством и энтузиазмом Сапельникова при решении этих задач на уровне государства, включая вопросы "закрытости" данных. Удивляет позиция О.Скуфинского об архивах. Насколько я понимаю, речь идет об электронных архивах (центрах обработки и хранения данных как электронных, так и накопившихся бумажных), а это очень дорогое "удовольствие", но без них невозможно гарантировать защиту прав потребителей, гарантий прав собственности и просто бесперебойность услуг по ГКН! Повторюсь еще раз, не видя конкретики, нельзя говорить о виновности или нет, но приведенные факты некорректны. Так можно любую разработку в области высоких технологий сразу хоронить. А как же электронная Россия, электронные услуги. Мы и так отстали в этой области очень сильно от развитого мирового сообщества. На сегодня Росреестровский ГКН - реально работающий сервис, который может показать, как строить госпорталы услуг!