CNews: отчёт правительства - электронные госуслуги заглохли
На сайте "Минэкономразвития" опубликована статья А.Левашова "Отчет правительства: Электронные госуслуги заглохли". В ней рассказывается о проверке, проводимой правительственным департаментом контроля. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Отсутствие координации федеральных органов власти, сбои в работе Единого портала госуслуг, нестабильность функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия и ряд других факторов привели к снижению востребованности электронных госуслуг населением России. К такому выводу пришел правительственный департамент контроля по итогам проведенной проверки.
Отчет о проверке (копия есть в распоряжении CNews) вице-премьер Сергей Приходько направил главе правительства Дмитрию Медведеву 5 июня 2013 г.
В указе Путина, в частности, шла речь о повышении удовлетворенности граждан качеством предоставления госуслуг (к 2018 г. – не менее 90%), об их переводе в электронный вид (к 2018 г. – не менее 70%), о сокращении времени ожидания в очереди при обращении за госуслугами (к 2014 г. – до 15 минут) и т.д.
Для достижения соответствующих показателей правительство в сентябре 2012 г. утвердило поэтапный план.
В настоящее время, говорится в отчете, в 71 субъекте РФ функционирует 640 многофункциональных центров (МФЦ), использующих в своей работе принцип «одного окна», а также ключевые элементы "электронного правительства": Единый портал госуслуг, Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), электронные представительства министерств и ведомств, субъектов РФ, а также другие государственные информационные системы.
«Вместе с тем, в ходе проверки 21 министерства и ведомства установлено, что ими не в полной мере обеспечивается выполнение действующих нормативных правовых актов, регламентирующих оказание госуслуг», - отмечается в документе.
МВД, Минтруд, Минфин, Минобрнауки, Минздрав, Минэкономразвития, ФМС, ФТС, Росреестр, Росводресурсы, Ростехнадзор, Росалкогольрегулирование и Россельхознадзор не завершили работу по приведению административных регламентов в соответствие с требованиями 210 ФЗ «Об организации предоставления госуслуг» и 133 ФЗ, устраняющего ограничения для предоставления госуслуг по принципу «одного окна». Более 200 административных регламентов не зарегистрированы в Минюсте.
Не обеспечено соблюдение сроков поэтапного перехода на предоставление госуслуг в электронном виде, предусмотренных постановлением правительства №2415 от 28 декабря 2011 г. В результате в 2012 г. из общего количества поступивших заявлений в министерства и ведомства было подано в электронном виде всего 16%, в то время как плановое значение этого показателя в 2012 г. должно было составить 25%, говорится в отчете.
ФТС, Рособрнадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росавтодор, Росздравнадзор и Роснедра, согласно документу, госуслуги в электронном виде вообще не предоставляли.
Не было выполнено постановление правительства №1376 от 22 декабря 2012 г., устанавливающее среднее время ожидания в очереди заявителя при получении госуслуг – 15 минут. Фактическое значение этого показателя превышает 50 минут, говорится в отчете со ссылкой на данные Минэкономразвития.
Остается высоким уровень административных барьеров, что не позволяет сократить среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в органы госвласти при получении госуслуг, особенно в строительной отрасли и сфере ЖКХ.
Не завершена работа по совершенствованию нормативной правовой базы, в том числе в части определения статуса муниципальных МФЦ, мобильных офисов МФЦ, функционирования ГИС «О государственных и муниципальных платежах» (ГИС ГМП), а также информационных систем в медицинской сфере.
«По прежнему много нареканий поступает со стороны населения на работу Единого портала – основного информационного ресурса госуслуг», - пишет Сергей Приходько.
Минэкономразвития и Минкомсвязи, по его мнению, не в должной мере выполняют постановление правительства №861 от 24 октября 2011 г. «О федеральных государственных информационных системах…» в части обеспечения функционирования портала: «В результате доля электронных заявлений, поступивших через Единый портал в 2012 г., составила менее 2,5% от общего количества поступивших заявлений».
В настоящее время, по информации Минкомсвязи, которая приводится в отчете, регулярно пользуются возможностью получения госуслуг в электронном виде более 4,5 млн граждан России. Вместе с тем согласно целевым параметрам госпрограммы «Информационное общество», на начало 2012 г. должны были пользоваться электронными госуслугами не менее 20% от общей численности населения или около 28 млн граждан.
«Основными причинами сложившегося положения являются сложности в регистрации, оформлении, получении и предоставлении электронных документов, а также навигации на Едином портале, - говорится в документе. – Кроме того, нередко возникают системные и технические ошибки, устранение которых занимает много времени».
Опубликованная на Едином портале информация, согласно отчету Приходько, не всегда соответствует действующим регламентам предоставления госуслуг и нерегулярно актуализируется.
«Ряд госуслуг на ведомственных сайтах можно получить гораздо проще, чем на Едином портале. В этой связи более востребованными оказались ведомственные сайты, через которые в настоящее время оказывается более 50% госуслуг в электронном виде (ФНС, ФМС, Госавтоинспекция, Росреестр, Росстат)», - сообщается в документе.
Отсутствие должной межведомственной координации, взаимосвязи между Единым порталом и ведомственными сайтами, не всегда стабильной работы СМЭВ (например, в части передачи данных по фактам начислений и оплаты штрафов за совершение административных правонарушений), не способствует повышению качества предоставления госуслуг, снижает востребованность населением получения госуслуг в электронном виде, пишет Сергей Приходько.
Кроме того, по его мнению, федеральные органы власти недостаточно внимания уделяют правовому и методическому сопровождению деятельности органов власти субъектов, которые в соответствии с 210 ФЗ в настоящее время завершают работу по переходу на предоставление госуслуг в электронном виде.
В заключение Сергей Приходько предлагает Дмитрию Медведеву в целях достижения установленных указом президента показателей поручить федеральным органам власти и органам субъектов «принять соответствующие меры».