На сайте "Vip74.ru" опубликована статья Е.Синицина "Обратная сторона кадастровой стоимости". В ней рассказывается о ситуации с введением налога на недвижимость. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Вместе с принятием в первом чтении законопроекта об уплате налога на недвижимость для предприятий по их кадастровой стоимости, в планах государства ввести и налогообложение по той же схеме для граждан. Однако в своей современной форме он ставит те же вопросы, что и предыдущий.
Само обсуждение этого проекта прошло у первого вице-премьера Игоря Шувалова на этой неделе. По его итогам проект должен быть пересмотрен, а новый текст предоставлен уже 15 ноября. Главное решение — сохранить существующие льготы до 2020 года, чтобы их отмена не пришлась на довыборный период. В остальном же план реформы заключается в следующем: перейти на налог по кадастровой стоимости объектов, которая должна быть приближена к рыночной. По проекту, максимальный налог для жилых зданий и помещений — 0,1%, для нежилых — 0,5%. Для земель под жилье, дачи и сельское хозяйство ставка не должна превышать 0,3% кадастровой стоимости участка, для земель под другие цели — 1,5%. По расчетам ФНС, сборы от нового налога вырастут в 5,63 раза до 137 млрд руб. При ставке 0,1% налоговая нагрузка составит 1466 руб. с квартиры. По изначально внесенному Минфином в правительство законопроекту всем собственникам жилья полагался вычет в 20 кв. м на каждую квартиру, дом и дачу. Для льготников он больше: 30 кв. м — с жилья, 1000 кв. м — с земли; но получить вычет можно только на одну квартиру (дачу) и на один участок. Сейчас льготники полностью освобождены от уплаты налога на имущество.
Этот проект был раскритикован государственно-правовым и экспертным управлениями администрации президента: оба учреждения считают налоговый вычет необоснованным и предлагают полностью освободить льготников от налога. Заведующая лабораторией налоговой политики Института Гайдара в Москве Татьяна Малинина отмечает, что налог местный и ставка налога, соответственно, должна быть определена каждым субъектом отдельно.
Вместе с этим остается главная проблема кадастрового учета — его неэффективность в современном состоянии. Государственный кадастр недвижимости не имеет информации о 40% объектов, что означает невозможность выплат. «В 18 регионах неизвестные владельцы недвижимости имеют более 50 процентов объектов. В Смоленской области этот показатель достигает 77 процентов, а в Архангельской — 75 процентов. В Московской цифра по земельным участкам равна средней по России (40 процентов), а по постройкам составляет 20 процентов», — пишут «Ведомости». Ту же информацию, впрочем, дает и сам сайт Росреестра, предупреждая об отсутствии структурированной информации по целому областей.
Вторая крупная проблема, которая встает перед введением законопроекта это неэффективность кадастровой оценки, о которой говорили предприниматели в нашей вчерашней статье. Сегодняшняя массовая оценка имущества производится с очень высокой погрешностью, а вместе с ней будет меняться и размер налога.
«Это очень опасный рычаг. Кадастровые цены сейчас завышены. Если бы у нас люди получали по 1000 или хоть по 600 евро в среднем, то это одно дело. А сейчас эти налоги вызывают сомнения», — считает лидер фракции ЛДПР в ЗСО Челябинской области Андрей Ткаченко.
«Эта реформа совершенно естественна, но то, что у нас с делано с кадастровой системой это безобразие», — считает Владимир Помыкалов, директор института экономических исследований и бизнес-образования РОБИС, указывая на высокий уровень коррупции, который повлияет на кадастровую оценку в ее современном виде.
Изначально закон должен был начать работать с 2014 года. Для этого он должен быть принят до 1 декабря этого года. Однако замруководителя ФНС Светлана Бондарчук сомневается, что он заработает в поставленные сроки.
Поражает что не только Минфин, но и Минэкономразвития концептуально рассматривают налог на недвижимость (как бы единый в замысле) лишь как средство пополнения бюджетных кубышек и не видят или не желают видеть в нём инструмента управления технологическим развитием экономик, особенно муниципальных.
Обложение земельным налогом обособленно без учёта функционального назначения объектов капитального строительства, состоящих в неразрывной связи с ЗУ (кроме земель С/Х назначения), а главное - их технических и энергоэффективных характеристик и параметров – не позволит использовать потенциал единого налога на недвижимость в его институциональном позитивном содержании. Что должно являться основной целью и содержанием перехода от обособленных имущественного и земельного налогов к единому НН.
Налог на недвижимость должен стимулировать технологическое и энергоэффективное новое строительство (как, например, готовящийся транспортный налог, учитывающий экологический класс транспортного средства) и, особенно, комплексную энергоэффективную (в некоторых случаях – интеллектуальную) модернизацию зданий, сооружений и муниципальной инфраструктуры. Для этого налог должен содержать в себе мотивационные механизмы, привлекательные для собственников объектов недвижимости – налогоплательщиков, в том числе и муниципальных, и экономически стимулировать инвестиции в их улучшение.
Пока же мы видим лишь попытку создать некий невнятный инструмент выравнивания «социальной справедливости» и одностороннего финансового понуждения владельцев ОН к возросшей фискальной нагрузке, ничего не давая налогоплательщикам взамен.
Во многом по этой причине внедрение единого налога на недвижимость реализуется в стране с такими потугами и не находит активной поддержки ни в лице представителей администраций, ни в лице налогоплательщиков, ни в лице управляющих недвижимостью.