Наринский Д. (НП «Объединение планировщиков»): генеральные планы по инерции пытаются использовать как механизмы регулирования градостроительной деятельности
На сайте "Ради Дома PRO" размещено интервью С. Кондракова с экспертом Союза Архитекторов России, руководителем Координационного комитета НП «Объединение планировщиков» Russian Urban Planners Association (RUPA) Д. Наринским "Наше стахановское движение в сфере территориального планирования уникально". Приводим фрагмент, полностью с материалом можно знакомиться по ссылке
— Дмитрий Михайлович, значительная часть вашей профессиональной деятельности связана с разработкой градостроительной документации. Каков на сегодняшний день статус профессии планировщика?
— Когда я учился в институте, мы все были архитекторами. К сожалению, до сих пор подразумевается, что градостроительство является частью архитектурной деятельности. Это не так. Во всем мире произошла институализация профессии планировщика, в США этот процесс начался в 1930-е годы, в Европе - после Второй мировой войны, и сейчас это две самостоятельные профессии. В 2010 году вместе с коллегами мы создали Некоммерческое партнерство «Объединение разработчиков градостроительной документации» или НП «Объединение планировщиков». В его уставе был закреплен термин «планировщик».
— Если говорить о градостроительной деятельности, то чем именно вы - как планировщик - занимаетесь?
— Достаточно продолжительное время я занимался документами территориального планирования - генеральными планами. Также я разрабатывал правила землепользования и застройки муниципальных образований, участвовал в разработке программ социально-экономического развития. В данный момент идет к завершению большая и интересная работа - Стратегия пространственного развития Ярославской области. Кроме того, я участвовал в работе над комплексом нормативных документов - «дорожной картой» под названием «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшения предпринимательского климата в сфере строительства».
— С какими трудностями вам приходится сталкиваться при разработке документов территориального планирования?
— Одна из основных проблем заключается в том, что в России генеральные планы по инерции пытаются использовать как механизмы регулирования градостроительной деятельности, для чего они не предназначены. Генеральные планы, как в целом документы территориального планирования, должны определять стратегические цели. Для регулирования текущей деятельности они не предназначены.
— К чему это приводит на практике?
— Несмотря на то, что градостроительный кодекс был принят в конец 2004 года и вступил в силу в 2005 году, в России до сих пор нет понимания механизмов градостроительного зонирования. Инструкция на каждый день и механизм принятия решений закладываются в правила землепользования и застройки - это другой, отличный от генерального плана, документ. К примеру, я часто слышу: давайте посмотрим, какую этажность определяет генеральный план для данной местности. Так вот, генеральный план никакую этажность не определяет. Параметры застройки определяют правила землепользования и застройки. Особенно ярко это выражено в Москве, где они до сих пор не утверждены.
— То есть генплан определяет далекую перспективу, а правила землепользования и застройки - ближайшую?
— Абсолютно верно. По законодательству, документы территориального планирования, должны разрабатываться на срок от 20 лет. С этим связана и другая проблема. Действующим градостроительным кодексом определено, что документы территориального планирования в целом и генеральные планы в частности должны основываться на комплексных программах или стратегиях социально-экономического развития. Такие программы есть, но разрабатываются они на 5 лет.
— А каким образом программы социально-экономического развития связаны с территориальным планированием?
— Теснейшим. На западе, например, существует два отдельных термина, urban design и urban planning. Urban design - это градостроительство в русском понимании слова, то есть черчение. А urban planning - это не черчение, это во многом и социально-экономическое планирование. У нас этого нет. Мы вообще не мыслим категориями социально-экономического развития двадцатилетнего периода.
— Каким же образом у нас осуществляется территориальное планирование?
— Оно осуществляется наугад. Знаете ли вы, что наши генеральные планы имеют процент исполнения не более 25%? Если вспомнить недавнюю историю, то за достаточно короткий срок с 2005 по 2012 годы львиная доля территории России оказалась разработана - так все стремились отчитаться перед федеральным правительством о подготовке генеральных планов. Это наше стахановское движение в сфере территориального планирования уникально - никто в мире таких экспериментов не ставил. Но со временем пришло понимание: то, что было тогда сделано, не работает.
— Почему так произошло? Что не учитывали эти генпланы?
— Они не учитывали ничего. О чем вообще можно говорить, если иногда невозможно отличить схему территориального планирования от туристической карты? Но ведь задачи у них разные. Туристическая карта должна показать, как путнику из точки А попасть в точку Б, а документ территориального планирования объясняет, каким образом эта территория в будущем трансформируется в какую-то другую.
— Что же реально сегодня происходит с городским пространством?
— Для России характерно очень резкое центростремительное движение. Об этом говорится и на федеральном уровне, была в свое время такая информация, что вся Россия будет жить в 20 агломерациях. Есть такой профессиональный термин - «схлопывыние урбанистического пространства». Это значит «обезлюдивание» определенных территорий, резкое уплотнение населения в стихийно возникающих агломерациях. Этот процесс идет. Вопрос в том, продумывают ли люди, стоящие у власти, какие-то альтернативные направления развития или просто плывут по течению.
— В чем же, по-вашему, залог эффективного пространственного развития территорий России?
— В развитии муниципалитетов как формы управления городами и территориями. Надо понимать, что пространственное развитие неразрывно связано с развитием социально-экономическим. И над созданием эффективного механизма принятия решений должны работать наши специалисты. А для решения отдельных технических задач можно приглашать иностранцев.