КоммерсантЪ: строительство новых магистралей ведется под контролем ГЛОНАСС
На сайте "КоммерсантЪ" опубликована статья Н.Аронова и А.Лоссан "Дорогой инноваций". В ней рассказывается о применении инновационных методик при дорожном строительстве. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Все больше российских трасс включают в географические информационные системы (ГИС). Проще говоря, магистрали получают трехмерные модели. Это позволяет быстрее принимать инженерные и управленческие решения при планировании, проектировании, строительстве и эксплуатации. При этом все эти процедуры автоматизируются.
Чтобы дорога получила своего виртуального двойника, необходимо произвести несколько измерений. Во-первых, аэрофотосъемку, для которой сейчас активно применяют беспилотные летательные аппараты. Во-вторых, панорамную съемку (как в Google Street View или "Яндекс.Панорамах"). Наконец, важнейший элемент — лазерное сканирование. Оно выполняется специальным автомобилем, замеряющим дорожную поверхность каждые 2-20 см. Получается 3D-модель покрытия дороги, на основании которой автоматически рассчитываются ровность, колейность и обнаруживаются дефекты геометрии (включая откосы выемок, насыпей и прилегающие объекты).
Все это приносит вполне ощутимую практическую пользу. Материалы лазерного сканирования, наложенные на видео, позволяют автоматизировать процесс паспортизации дорог.
Другой характерный пример — предотвращение ДТП. Например, если на одном из участков дороги наблюдается значительное количество столкновений машин, ГИС позволяет быстро понять, в чем дело. В качестве причины может выясниться, что полоса разгона и торможения очень короткая. Также можно посмотреть продольный профиль и видеокадр. Становится ясно, что перед примыканием идет потеря видимости за счет выпуклой кривой. Поэтому все аварии на участке не лобовые столкновения, а, что называется, столкновения "вдогонку". И весь этот анализ система позволяет проводить не выходя из кабинета!
На данный момент ГИС развернута на ряде федеральных автомобильных дорог: М-1, М-4, М-10, М-53, а также на трассах Центрального региона.
При этом Федеральное дорожное агентство проявляет инициативу к внедрению данных технологий на дорогах регионального значения. Уже определены четыре территории: Московская, Томская, Новосибирская области и Алтайский край, где по форматам и требованиям Росавтодора будут разрабатываться региональные ГИС для последующей интеграции с аналогичной системой на федеральных магистралях. Тем самым будет создана единая информационная инфраструктура автодорожной сети России.